В 1888 году была запатентована пневматическая шина, и, конечно же сразу встал вопрос: а чем эту шину подкачивать в дороге? Так и появился переносной ручной насос, в первую очередь предназначавшийся для велосипедов.
Первые электрические насосы стали появляться еще в послевоенные годы, но в СССР они появились в продаже лишь к 70-ым годам, и даже спустя десятилетие все еще считались роскошью. Большая часть автолюбителей продолжали пользоваться ручными или ножными насосами, что, конечно, было крайне неудобно.
Когда же электрические компрессоры появились в СССР, обычно с ними поставлялся целый набор дополнительных аксессуаров! Почему?
Страна была в состоянии Холодной войны, и в случае перехода в более активную стадию автомобили могли «призваться» на военную службу, поэтому в интересах государства было содержание транспорта в рабочем состоянии. Именно поэтому к разработке электронасосов были привлечены предприятия оборонной промышленности.
Так какие электронасосы производились в СССР?
1. Компрессор «Мустанг»
К компрессору с литым металлическим корпусом, противоударной покраской, солидным проводом шел кейс для хранения и личная подпись контролера ОТК в паспорте изделия. Мустанг был одним из самых мощных насосов. Кроме подкачки непосредственно колёс, насос использовался для подкачки бытовых резиновых изделий и даже в качестве краскораспылителя! Эта функция предназначалась для подкраски кузова, но наши выдумщики, конечно, что только не красили :) Правда время непрерывной работы инструмента составляло всего 2,5 минуты, но в дальнейших моделях (Мустанг-М и Мустанг-2) это время было увеличено в несколько раз. Служили такие компрессоры до 20 лет.
2. Компрессор «ТЕМП-1»
Компрессор поставлялся в пластиковом кейсе, а его «фишкой» был манометр, который извлекался и устанавливался на корпусе снаружи. Более поздние модели были модифицированы и манометр стали встраивать в корпус.
С помощью «ТЕМПА» подкачивали колеса, продували отверстия карбюратора, накачивали резиновые изделия, могли подкрасить что-либо и даже провести антикоррозийную обработку полостей автомобиля.
3. Компрессор "КБ-1У1"
Компактный, с простым минималистичным дизайном. Предназначен для подкачки шин, по информации из инструкции, справлялся с задачей за 4-8 минут.
4. Компрессор «АК-22»
Самый дорогой из представленных моделей масляный компрессор, в котором решили проблему износа уплотнительных колец и снижения максимального давления. Мощный, крепкий, почти неубиваемый, он полностью оправдывал свою стоимость.
5. «Приспособление для накачивания шин в автомобиле» от завода «Компрессор»
Самый бюджетный вариант работал без электричества. Пользователь откручивает свечу зажигания из двигателя, закручивая вместо нее цилиндрическую насадку приспособления, подключает шланг к ниппелю колеса, запускает мотор на холостых оборотах и ждет. Приспособление использовали для шин, лодок и матрасов. Подобный экземпляр до сих пор выпускается за рубежом, но используется для мотоциклов.