Боги и герои античности, известные нам с юных лет, как бы незримо существуют рядом, иногда напоминая нам о себе, как это верно подметил Иосиф Бродский, «для нас античность существует, мы же для нее нет». Античный мир веками волновал мастеров искусства. Интересует он их и в наше время. Герои вновь оживают в произведениях старых мастеров из собрания Вологодской областной картинной галереи.
Эрихтоний
Эрихтоний был зачат богиней земли Геей от бога кузнечного дела Гефеста, когда он безуспешно преследовал неприступную богиню-воительницу Афину Палладу. Младенца, имеющего к ней косвенное отношение, Афина забрала у многодетной матери, спрятав его в корзину, и повелела ее хранить, не открывая, трем дочерям царя Аттики Кекропа. В большом полотне Лересса воплощен интригующий миг раскрытия тайны, когда нарушившие строгий запрет Афины любопытные девушки испытали настоящее потрясение: «видят: в корзине то ли ребенок лежит, то ли некий дракон распростерся» (Овидий «Метаморфозы»). Младенец Эрихтоний и теперь удивляет зрителей своим фантастическим обликом - змеиным хвостом вместо ног.
Венера
В центре композиции богиня любви Венера в ярких одеждах, оттеняющих ее нежную красоту и хрупкость, ее обнимает бог виноделия Вакх, с улыбкой предлагая ей бокал, льнет к ней малютка Амур и к ее услугам стоящая рядом богиня плодородия Церера с рогом изобилия. Картина иллюстрирует бытовавшую в европейском обществе XVII века поговорку: без вина и плодов стынет любовь. Художник воспользовался произведением на этот сюжет известного голландского мастера того времени Абрахама Блумарта, которое воспроизвели в гравюрах на меди его современники - Ян Санредам и Ян Мюллер. Но это обстоятельство не лишает обаяния нашу миниатюрную работу.
Европа
Юной Европой, дочерью финикийского царя Агенора, гулявшей с подругами на лугу близ моря, пленился верховный бог-громовержец Зевс. Превратившись в удивительно кроткого белоснежного быка, он смирно улегся на траву, « и дева-царевна решилась: на спину села быка, не зная, кого попирает» (Овидий «Метаморфозы»). Доверившуюся ему Европу коварный Зевс похитил и уплыл с нею на Крит. На этот очень популярный до сих пор сюжет создано много произведений искусства. Композиция работы восходит к одноименному полотну, созданному в 1721 году блестящим французским живописцем эпохи рококо Франсуа Лемуаном, подражая которому неизвестный художник стремился к изяществу поз девушек и утонченности колорита.
Медуза
Медуза – одна из трех сестер Горгон, дочерей морских божеств Горгона и Кето. Редкая красота Медузы привлекла бога морей Посейдона, напавшего на нее у источника, посвященного богине Афине, которая, возмутившись подобным святотатством, превратила Медузу в чудовище со змеями на голове вместо волос, взглядом, обращающим в камень все живое, и лишила ее бессмертия. Как правило, известные художники-классики ее такой и изображали. Замысел Сведомского был необычным: раскрыть трагедию Медузы, ее отчаяние от начинающегося с ней ужасного превращения и тем самым вызвать сочувствие к ней у зрителей.
Геракл
Герои этой широко известной скульптурной группы, выглядят одинаково мощными, обладающими рельефными мускулами и статью, но представление об исключительной силе издавна ассоциируется с именем Геракла. В этой яростной схватке он проявил еще и хитрость. Ему удалось узнать, что царь Ливии, великан Антей, вызвавший его по своему обычаю на смертельный поединок, черпал силы от соприкосновения со своей матерью, богиней земли Геей, благодаря чему он был непобедим. Геракл, подняв противника в воздух, лишил его опоры и обрек на гибель.
Сильные чувства и страдания, присущие таким далеким от нашей действительности античным персонажам, их тайны и трагедии, любовь и борьба авторами этих произведений воплощены с таким мастерством, что они вызывают живой интерес и радуют нас своей немеркнущей красотой.
Елизавета Александровна Коновалова
старший научный сотрудник ВОКГ