Возможные совместные требования Баку и Еревана о выводе российских миротворцев из Нагорного Карабаха будут зависеть от общей ситуации в мире и могут быть обусловлены драматическими изменениями в будущем, которые сегодня трудно предсказать.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью Общественному телевидению почему-то поднял вопрос о сроках пребывания российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
Странно затрагивать эту тему, ведь этот контингент появился в регионе в результате второй карабахской войны на основании соглашения о прекращении огня, подписанного Арменией, Азербайджаном и Россией 9 ноября 2020 года.
Срок пребывания миротворцев установлен в пять лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон соглашения не заявит за шесть месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения.
Это означает, что впереди еще три года, и выносить этот вопрос на публичную политическую арену преждевременно.
Тем не менее, Пашинян заявил, что "если Россия решит вывести своих миротворцев из Карабаха, она должна обратиться в Совет Безопасности ООН, указав, что зафиксировала угрозу, но не может ее предотвратить", и тогда "российские миротворцы должны быть заменены другими".
Некоторые армянские эксперты утверждают, что премьер отреагировал на недавнее выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева в Шуше, где он сказал, что "присутствие российских миротворцев в Нагорном Карабахе носит временный характер". Формально он прав. Но Баку до сих пор не поднимал вопрос о выводе российских миротворцев из региона.
Более того, на встрече в Сочи с президентом России Владимиром Путиным в формате трехстороннего саммита Алиев заявил, что "серьезных инцидентов в зоне ответственности российских миротворцев в Карабахе не было", но были "спорадические инциденты на территории вне зоны ответственности миротворческих сил" и что "системного кризиса на этом направлении нет".
Пашинян дал другую интерпретацию событий. По его словам, на саммите в Сочи он говорил о готовности подписать документ, о продлении мандата миротворцев в Карабахе, "но стороны не достигли понимания по этому вопросу". Пашинян отметил, что Ереван предлагал различные варианты, в частности, продление мандата миротворцев на 5-20 лет или на неопределенный срок.
Это неудивительно, поскольку проблема заключается в желании армянской стороны осуществить подмену понятий.
Дело в том, что вскоре после заключения соглашения от 9 ноября 2020 года президент России предложил лидерам Армении и Азербайджана определить статус российского миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта, увязав его с "уточнением демаркационных линий, решением гуманитарных проблем и охраной объектов культурного наследия".
Но конфликтующие стороны не предприняли никаких конкретных шагов навстречу друг другу в этом направлении, что также создает проблемы для миротворцев в обеспечении работы и стабильности в Нагорном Карабахе. Например, речь идет о точном определении зоны ответственности миротворческого контингента.
Армения и Азербайджан в первую очередь обвиняют миротворцев в любой попытке нарушить линию соприкосновения.
В то же время именно армянская сторона, способствовавшая переносу переговорного процесса по мирному договору с Баку на западные площадки, стала выдвигать идею создания дополнительных, а точнее дублирующих механизмов обеспечения безопасности и прав армян в Нагорном Карабахе путем дополнительного ввода в зону конфликта международного миротворческого корпуса.
В этой связи армянские эксперты, близкие к Пашиняну, вводят в информационное поле следующие тезисы.
Во-первых, в связи с тем, что Россия "оказалась в сложной ситуации из-за кризиса на территории бывшей УССР, она может принять решение о досрочном выводе своих миротворцев из Нагорного Карабаха".
Во-вторых:
"Путин и Алиев могут решить проблему миротворцев без участия Армении, отрезав ее от Нагорного Карабаха".
В третьих, экзотический: Баку, чтобы не портить отношения с Москвой, может согласиться на проект подчиненного управления Нагорным Карабахом с военным присутствием России, что позволит ему серьезно влиять на ход событий в самой Армении.
Как видим, эти тезисы ориентированы на разжигание антироссийских настроений в Армении.
Не случайно в европейских изданиях продвигается тезис президента Франции Эммануэля Макрона, согласно которому Москва "играет в пользу Баку и Анкары в регионе, чтобы ослабить Ереван, с которым раньше была близка".
Именно в этом контексте рассматривается прибытие гражданской миссии ЕС и наблюдателей ОБСЕ в Армению на границу с Азербайджаном.
Но на этом интрига не заканчивается. Алиев заявил, что миссия ЕС поможет делимитировать армяно-азербайджанскую границу и приблизить стороны к миру, поэтому азербайджанцы были готовы к сотрудничеству.
То есть Ереван и Баку начали соглашаться с тем, что вмешательство ЕС не усугубит ситуацию в многострадальном регионе и стороны смогут достичь мирного соглашения при посредничестве Запада, а не Москвы.
Если это так, то понятно, почему российские миротворцы стали восприниматься как помеха для разворачивания нового геополитического сценария в регионе.
Однако есть сильное опасение, что открытое зондирование Пашиняна в этом направлении и косвенное, не очень заметное подыгрывание ему Алиева связаны со стремлением Запада создать России проблемы на Юге и не имеют ничего общего с установлением мира в регионе.
Алиев понимает, что "уши" Парижа торчат за спиной Еревана, и что его появление в Закавказье осложнит жизнь Турции, поскольку Париж и Анкара находятся не в лучших отношениях, в том числе и потому, что Франция поддерживает Грецию.
Париж также глубоко обижен на Москву из-за растущего влияния Москвы в Западной Африке, традиционной французской вотчине.
Поэтому нельзя исключать, что Баку попытается разыграть "карабахскую карту" в диалоге с Западом. Для него это способ сохранить свои позиции в ЕС, учитывая, что некоторые европейские страны подписали долгосрочные контракты на поставку азербайджанского газа, а в условиях энергетического кризиса Азербайджан и ЕС вряд ли рискнут потерять хорошие отношения.
Ереван, со своей стороны, по всем признакам рассчитывает либо выиграть на этом фронте, либо получить больше времени для подготовки новых решений.
В целом, возможные совместные требования Баку и Еревана о выводе российских миротворцев из Нагорного Карабаха будут зависеть от общей ситуации в мире и будут обусловлены резкими изменениями, которые сегодня трудно предсказать. Мы должны быть готовы к любому сценарию.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...