Найти тему
Загадки истории

Почему в 2004 году под Санкт-Петербургом машинист поезда хотел уничтожить свой грузовой состав?

Оглавление

Это довольно занятная история, которая могла бы закончиться очень печально. Не помню, насколько сильно её освещали в СМИ. Вбив некоторые фразы по теме в поисковик, я ничего особенного не нашла. Есть только несколько статей исторической направленности.

Да, спустя какое-то время новости, образуя собой единую картину, становятся историческими заметками. Ведь были времена, когда, скажем, отречение от трона Николая второго – это была новость. Еще и какая. Сенсация! А теперь мы, рассматривая событие, обсуждаем его только в историческом аспекте. Но не будем отдаляться от темы.

В рейс

Честно говоря, не знаю, как там машинисты поездов называют свои поездки. Наверное, как и все, «рейсами».

Я расскажу о том, что началось в ночь на 11 января 2004 года в локомотивном депо Волховстрой.

В то время из указанного депо в рейс должен был отправиться грузовой железнодорожный состав. Бригада должна была состоять из двух человек:

· машинист Эдуард Горчаков;

· помощник машиниста Александр Абдурахманов.

В 11 часов вечера эти двое должны были явиться в депо и отправиться в рейс – обычное дело. Однако на рабочем месте в указанное время оказался только помощник машиниста Абдурахманов. Горчакова не было. А время уже близилось к полуночи.

За Горчаковым отправили машину. И он явился в депо в 0:15 минут. Машинист заявил, что проспал. Никто этому не придал значения. Ситуация была неприятная, но её можно было исправить.

Дежурный по депо Цветков был человеком неопытным, но кое-что соображал. Он не хотел, чтобы у бригады были неприятности. Об инциденте никуда не сообщали. Бригада отправилась к железнодорожному составу, которым им предстояло управлять.

При этом из-за спешки не был надлежащим образом проведен медицинский осмотр машиниста и его помощника.

Впрочем, фельдшер убедилась, что алкоголя в крови членов бригады нет. Не померила давление. Но, забегая вперед, отмечу, что это была не такая уж серьезная оплошность. Скорее всего, давление было у машиниста и его помощника в норме.

Немного смутило всех, что Эдуард Горчаков прибыл на работу в костюме при галстуке-бабочке, как жених. С другой стороны, это ведь не запрещалось. Машинист вполне себе мог работать в таком наряде. Кому что нравится.

Поездка

Первые опасения у помощника машиниста Александра Абдурахманова появились, когда Эдуард Горчаков не проверил тормоза состава, как того требовала инструкция. Последний только отмахнулся в ответ на замечание помощника.

Кроме того, локомотив ВЛ15-018 с 58 вагонами шел со скоростемером, в который не заправили ленту. Абдурахманов указал на это своему непосредственному начальнику, но Горчаков проигнорировал замечание.

Были и другие мелкие нарушения.

Когда поезд подходил к станции Куколь, то дежурная сообщила, что железнодорожный путь закрыт, потому что необходимо пропустить другой поезд. Горчаков сбросил скорость лишь на время, а потом состав опять стал разгоняться. Горчаков при этом отключил рацию.

Абдурахманов понял, что машинист явно не в себе. Однако помощник не решился что-либо делать, потому что был намного слабее Горчакова.

Поезд мчался по железной дороге с огромной скоростью – около 100 километров в час. И машинист не думал его останавливать.

Нужно было что-то делать.

Ответственные люди уже примерно понимали, что произошло. Мотивов машиниста они, конечно, не знали, но думали над тем, как исправить ситуацию, устранить проблему, исключить на железной дороге жертвы и разрушения.

Тем временем внутри локомотива происходило что-то страшное. Горчаков, увидев впереди красный сигнал, раскинул руки в стороны и вскричал: «Это глаз дьявола!». Абдурахманов был в шоке.

На перегоне между станциями Валя и Цвылево поезд удалось остановить. Железнодорожные пути обесточили. Поезд по инерции еще некоторое время летел быстро, но потом начал останавливаться. Окончательная остановка состава произошла в около 4 утра. К месту, где локомотив замер, прибыли полицейские на встречном локомотиве. Горчакова задержали и отправили на обследование к медикам.

Врачи диагностировали у машиниста «острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями».

Страшно представить, какими были бы последствиями, если бы состав под управление Горчакова нагнал бы какой-то другой поезд. Крушения на железной дороге происходят относительно редко. Но последствия зачастую довольно тяжелые.

К счастью, всё обошлось. Кстати, до Санкт-Петербурга оставалось всего-то 170 километров. За пару часов состав Горчакова долетел бы до Питера.