Выдающийся писатель Серебряного века дебютировал в качестве поэта, затем раскрылся как литературный критик, а в итоге стал религиозным мыслителем. Семья Дмитрий Мережковский родился 2 августа 1865 года на Елагином острове в Петербурге. Будущий писатель от рождения был дворянином. Его отец, Сергей Иванович, служил столоначальником при Александре II. Мать, Варвара Васильевна, была дочерью главного полицмейстера. Помимо Дмитрия, у Мережковских родилось ещё восемь детей. На формирование характера писателя большое влияние оказала обстановка в семье. Позже Мережковский напишет, что у него будто "не было семьи". Отец Дмитрия отличался холодным, сухим и даже эгоистичным нравом. Детям не хватало родительского тепла и участия в их жизни. Повзрослев в таких условиях, писатель сам стал человеком отчуждённым. Своё одиночество Мережковский излил в поэзии. Образование В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию. Именно там, в возрасте 13 лет, он пристрастился к стихам. До первой серьёзной публикации оставалось немного. В 1881 году в литературном сборнике "Отклик" состоялся дебют Мережковского. Но настоящее признание ему принесло стихотворение "Сакья-Муни", опубликованное в "Отечественных записках". Д. Мережковский. (Wikimedia Commons) Мережковский отучился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В образовательной среде он завёл много необычных знакомств, в том числе с В. Г. Короленко и К. Д. Бальмонтом. Тогда же Дмитрий увлёкся идеями народничества, что скоро нашло отражение в его стихах. Литературная карьера Первую поэму "Протопоп Аввакум" Дмитрий Мережковский написал в 1888 году. Ещё через полгода вышел его первый поэтический сборник "Стихотворения". Ненадолго потеряв интерес к поэзии, Мережковский начал составлять античные переводы. В круг его работ вошли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, а также роман "Дафнис и Хлоя". Исследователь литературы Серебряного века Юрий Зобнин назвал их "гордостью русской школы художественного перевода". Позже Мережковский всё чаще стал выступать как критик. Он публиковал статьи о А. П. Чехове, А. С. Пушкине, Ф. М. Достоевском и других. Параллельно продолжал сотрудничать с несколькими петербургскими журналами, где публиковал свои переводы. Символизм и трилогия Путь Мережковского-символиста начался со сборника под названием "Символы. Песни и поэмы". Вместе с ним он прочитал знаменитую лекцию "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", в которой попытался обосновать теорию символизма. В журнале "Северный Вестник" Мережковский опубликовал свой роман "Смерть богов. Юлиан Отступник". С него началась знаменитая историческая трилогия "Христос и Антихрист". С выходом первого русского символистского романа к Мережковскому пришла настоящая слава среди русских и зарубежных литераторов. Вторая часть трилогии - "Воскресшие боги. Леонардо Да Винчи" - была напечатана в журнале "Мир божий" в 1900 году. Мережковский и религия В 1899 году писатель всерьёз обратился к религии. На страницах "Мира искусства" он выпустил своё самое влиятельное литературно-критическое эссе "Л. Толстой и Достоевский". В основу трактата легло вечное противостояние христианства и язычества. Д. Мережковский. Портрет работы И. Репина. (Wikimedia Commons) Ещё одним результатом резкой смены интересов писателя стали "Религиозно-философские собрания". На них интеллигенция обсуждала вопросы церкви и культуры. Однако спустя два года существования общество было закрыто распоряжением тайного советника К. Г. Победоносцева. В 1904 году в журнале "Новый путь (с которым Мережковские сотрудничали ещё во время "собраний") начала выходить последняя часть знаменитой трилогии - "Антихрист. Пётр и Алексей". Гиппиус и "троебратство" Союз Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус называли самым продуктивным в истории Серебряного века. Они познакомились в летом 1885 года в Боржоме и почти сразу же обвенчались. Их сближало особенное интеллектуальное и духовное единство. "Она ведь не другой человек, а я в другом теле" - написал Мережковский в письме другу. В браке оба творца раскрылись ещё больше. Мережковский развивал идеи Гиппиус, а она помогала ему сблизиться с редакторами журналов. З. Гиппиус. (Wikimedia Commons) В 1900 году Дмитрий, увлечённый вопросами о Боге, решил, что необходимо создать "новую церковь" и переосмыслить отношение к религии. Эти настроения будут проходить красной нитью через все его творчество. Считается, что большое влияние на развитие теории писателя оказало его знакомство с нетрадиционными формами религиозности: старообрядчеством и сектантством. Всерьёз к идее Дмитрия и Зинаиды Мережковских отнёсся публицист Дмитрий Философов. Участники общества совершали домашние обряды и читали выдуманные молитвы. Революция После революции 1905 года Мережковские некоторое время жили и работали в Париже. В добровольной эмиграции Дмитрий задумал новую трилогию о природе и сути русской монархии под названием "Царство Зверя". Вернувшись в Россию, с 1908 по 1918 год Мережковский закончил три части: "Павел I", "Александр I" и "14 декабря". Писатель крайне отрицательно отнёсся к участию России в Первой мировой войне. Сблизившись с А. Ф. Керенским, он поначалу приветствовал Февральскую революцию. Однако события Октября заставили супругов покинуть Россию. Они обосновались в Париже. З. Гиппиус, Д. Философов, Д. Мережковский. (Wikimedia Commons) В эмиграции воскресные встречи в квартире Мережковских переросли в общество "Зеленая лампа". Оно привлекло лучших представителей русской интеллигенции за рубежом. Вместе с другими литераторами обсуждались вопросы революции, "неохристианства" и русской литературы. Парижский этап творчества Мережковского подарил миру ещё несколько романов. Среди них: "Рождение Богов", "Мессия", "Наполеон", "Тайна Запада: Атлантида-Европа", "Иисус Неизвестный". Кандидат на Нобелевскую премию Дмитрий Мережковский несколько раз выдвигался на Нобелевскую премию. Исторические романы Мережковского пользовались крайней популярностью и были переизданы несколько раз. Однако в конце концов награда досталась другому писателю-эмигранту - И. А. Бунину. Мережковский, по словам современников, уступал ему из-за антикоммунистической направленности своих произведений. Мережковский и Гитлер Писатель болезненно переносил победу большевиков в России. Поначалу это пугало его даже больше, чем успех фашистской идеологии во время Второй мировой войны. Летом 1941 года Мережковский в тайне от супруги выступил на немецком радио. Он сравнил Гитлера с Жанной Д’Арк и назвал его спасителем мира. Узнав о зверствах фюрера в отношении советского народа, Мережковский изменил свои взгляды, однако репутация писателя уже была испорчена. В последние месяцы жизни Мережковский продолжал читать публичные лекции, собирать материал для новой книги, посвящённой немецкому мыслителю Иоганну Вольфгангу Гёте. Литератор умер 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.