На ваши вопросы ребёнок отвечает односложно: "да" или "нормально"?
❓Как разговаривать с ребёнком, что бы он хотел делиться своими переживаниями, мыслями, чувствами? Ваш ребенок вернулся из школы или прогулки. И, например, расстроен.
Часто мамы начинают расспрашивать что случилось, а ребёнок рассказывает неохотно.
Попробуйте использовать Активное Слушание!
Можно выделить несколько техник активного слушания:
Молчаливое слушание
Не набрасывайтесь с вопросами, скажите: "Я вижу ты расстроен, у тебя случилось что-то".
Это НЕ ВОПРОС, это констатация факта. Сделайте паузу.
Если ребенок не говорит, попробуйте сделать пару предположений что могло случиться, именно предположений, а не вопросов. Можно просто придумать что-то на ходу, можно и шуточное.
Если у вас с ребёнком в целом доверительные отношения, то такая тактика поможет. Когда он начнёт рассказывать- не перебивайте, не давайте советов, не оценивайте ситуацию. Просто слушайте.
Даже если ребёнок говорит «глупости», мы не перебиваем, не вставляем свои реплики, но всем своим видом — позой, мимикой, жестами — даём понять, что он говорит не в пустоту.
Отзеркаливание
1. Периодически можно повторять слова ребенка, несколько перефразировав их, но сохранив смысл и сделав акцент на его чувствах.
Например, "да, я понимаю, как тебе было неприятно" или " о, друзья обманули тебя, наверное обидно бывает, когда так поступают с тобой".
Такой метод разговора даёт ребёнку чувство, что вы понимаете его и принимаете, даже если он, возможно, не прав.
Ваше принятие и понимание помогает ему раскрываться, доверять.
А имея такую опору ему потом будет легче проанализировать ситуацию более объективно и сделать выводы.
2. Непростой, но очень эффективный приём — «отозваться эхом», отзеркалить позу, речь ребёнка, его жесты, мимику, интонации, смысловые ударения, паузы. В результате возникает психологическая общность, помогающая нам выйти с ним «на одну волну», подстроиться, перейти на его язык.
Зеркализация — это не передразнивание и не имитация, а активное наблюдение, приметливость. К примеру, поза отражает душевное состояние собеседника — значит, приняв ту же позу, мы лучше его почувствуем. Смысл зеркализации не в том, чтобы втереться в доверие к ребёнку, а в том, чтобы лучше его понять.
Подождите, когда ребёнок расскажет всё и только потом, если он не против, дайте совет. Но ещё лучше вернуться с советами к этой теме позже, когда эмоции ребёнка утихнут совсем и он сможет размышлять о произошедшем спокойно. А сейчас просто посочувствуйте!
Активное слушание можно применять и когда ребенок чему-то рад, и когда у него некое новое событие. Когда угодно!
Такая беседа сближает, уменьшает боль ребенка или увеличивает радость тем, что мама рядом, мама слышит! Мама поддержит. А маме она поможет глубже понять своё любимое чадо.