Teshima Art Museum – совместный проект архитектора Рю Нишизавы и художника-скульптора Реи Наито, обосновавшийся на тихом рыбацком острове Тэсима. Формой сооружение напоминает капли воды, растекающиеся по ровной поверхности.
Проект, воплощающий в себе классическую японскую эстетику единения человека и природы, расположен посреди леса и рисовых ячеек, с видом на Японское море. В комплекс входят два каплевидных павильона и минималистичный прямоугольник администраторов, практически полностью врытый в холм. Именно отсюда начинается путешествие к музею, по длинной пешеходной дорожкой, огибающей холм; в большем, с двумя эллиптическими отверстиями в крыше, находится пространство «музея», в меньшем, с одним окном – открыто кафе и продаются сувениры.
Через отверстия в крыше и вход для посетителей музей набирает свои «элементарные экспонаты»: лужицы воды, образовавшиеся после дождя и воды океана поднимающиеся из миниатюрных отверстий в полу, скользят по гладкому полу под действием сквозняка, звуки моря и трепещущей листвы переплетаются между собой и аккомпанируют движению солнечных лучей по павильону.
«Капли» павильонов отлиты из бетона на основе белой глины и не имеют никаких видимых монтажных конструкций. Площадь «музея» составляет 2400 м². Это место, где можно уединиться, побыть в тишине, с восторгом созерцая величие и благородную красоту природы.
Использование неоштукатуренного бетона на основе каолина внесло в буколистический ландшафт острова индустриальные черты, а бетон в свою очередь выглядит необычайно мягким, светящимся – он необыкновенно белый, особенно в контрасте с окружающим его интенсивным зелёным.
Чтобы испытать полную гамму чувств, посетитель должен войти в этот храм природы подготовленным, поэтому бетонная тропинка петляя сначала ведёт визитёров к деревьям, предлагая насладиться бликами моря и шумом прибоя прежде, чем войти в загадочную белую каплю основного павильона. По мере продвижения и смены подъёмов и спусков павильон визуально «трансформируется», изменяя свои очертания в широких пределах в зависимости от обзорных точек. Практически невозможно, чтобы после этой прогулки посетитель вошёл в музей «неподготовленным», без ожиданий некоего эмпирического, культурного или художественного просветления. Иначе то, что музей внутри практически пуст могло бы стать разочарованием.
Центральными экспонатами являются вода и пластичный интерьер: бетонный блин устилающий пол, поднимаясь по углам, смыкается к потолку без видимых следов швов или других видов соединений. Архитектор Нишизава пытался добиться оптимальной тонкости стенок (их толщина всего 25 см) и их графичности, не прибегая к светотеневым контрастам. Это органичное единство не прерывают ни колоны, ни лучи света, не нарушает идиллию и свойственная обычным музеям суета.
Одна лишь вода проникает сюда сквозь неостеклённые отверстия, она собирается в небольшие лужи, которые под редкими порывами ветра, иногда проникающими в строение, неспешно мигрируют по полу стекая в миниатюрные отверстия и снова поднимаясь из них в других местах. В этом проекте перетекающие изгибы здания не результат цифровых параметрических манипуляций, а японская трактовка модернизма или, если хотите, циклопическое произведение гончарного искусства. В ХХ веке было немало проектов использующих крупные простые объёмы – от проекта бесконечного дома Фредерика Кислера и сферических вилл Антти Ловага, до мягких футуристических изгибов зданий Оскара Нимейера, однако новый музей демонстрирует принципиально новый подход к архитектуре модернизма, в высшей степени скульптурный – тут было бы уместно сравнение, например, с работами Александра Архипенко использующими «негативное пространство» или скульптурами Генри Мура.
Информация об авторах проекта:
Рю Нишизава: родился в 1966 году, сотрудничал с Кадзуо Сейдзимой и её студией Kazuyo Sejima & Associates с 1990 года, затем вместе с ней основал в 1995 году архитектурное бюро SANAA. В 2010 году получил Притцкеровскую премию.
Реи Наито: родилась в 1961 году в Хиросиме, участник многих художественных выставок в Японии и Европе.