- Ну вот, приехали, - подумала Соня.
Она загнана в тупик.
Из плюсов жизни:
- она еще работает;
- может снимать жилье и
- периодически ходит в храм.
Минусы тяжелее:
- постоянно тянет спать (на языке психологов это означает, что неосознанно хочется покинуть этот мир);
- ей уже 28, а мужа все еще нет;
- друзей очень мало, да и общаться с ними желания нет.
Депрессия, короче.
"Но больше всего хочется замуж. Я бы могла к себе приводить кого-то временно, но такие варианты уже испробованы. Не хочу".
В ее жизненном опыте было блудное сожительство с одним парнем. Прожили 2 года, но он жениться не стал. Ему и не надо было. Все удобства и удовольствия с Соней и так были на поверхности. Так зачем обременять себя лишними обязательствами?
"Что я делаю НЕ ТАК? А раз не так, то как надо ТАК? И что для меня ТАК?"
Соня догадывалась, почему Паша не женился на ней. Она сама стала инициатором отношений, пренебрегая своей девичьей гордостью. А ведь могло всё сложиться иначе.
"А я сейчас в состоянии адекватно общаться с адекватными людьми? - думала Соня. - Нет, походу. Я гоню. Что-то злое сидит во мне. Я обиделась на весь белый свет за свою неправильную жизнь".
Она вышла на улицу подышать. Проходя вдоль храма, решила заглянуть в местную церковную лавку. Там и добрых знакомых можно встретить, и поболтать.
За прилавком стоял настоятель храма. Соня его хорошо знала. Пока продавщицы-сотрудницы уходили трапезничать, он, по мере возможности, трудничал за них.
- Ну, София, здравствуй. Давно не виделись, - поздоровался отец Пётр.
- Отче, приветствую. Посоветуете что-нибудь поучительное?
- А тебе зачем? - с добрым взглядом спросил батюшка.
- Да живу как-то не так. Я это чувствую, но не знаю что делать. Помимо церковных таинств надо же что-то еще делать…
- Ну, попробуй вот это почитать. Только ее не надо в прямом смысле читать, - ответил настоятель и положил перед ней "Стоимость свободы".
Соня села в уголке храма и принялась поглощать информацию из новой книги.
Прошло полчаса насыщения удивительными историями.
"Боже, какая работа мне предстоит! Это же невспаханное поле! Как мне простить стольких людей?.."
Но путь начинается с первого шага, пускай небольшого и робкого.
Она пришла домой, переоделась, перекусила и приступила письменно перечислять чужие грехи. Только был один затык - вот так сразу и полностью всех-всех-всех простить не получится.
“Да, не выйдет с первого раза. Помолюсь, чтобы Бог помог. Не всё же я сама могу…”
Первыми в списке были родители.
"Сегодня папу и маму проработаю, а завтра возьму еще кого-нибудь".
Но как бы не так.
Пока вспоминала и переписывала папины промахи, пробило за полночь.
“Как же это изнурительно и трудно! Не думала, что будет настолько сложно. И это только начало!.. Походу, с папой еще завтра придется повозиться”.
Порой, во время составления списка грехов, ей хотелось плакать. И Соня рыдала. А иногда в горле вставал колючий ком. И она кричала из-за обид на отца.
Сонин папа умер лет 8 назад. А до этого и не особо занимался её воспитанием. Нехватка общения с ним сыграла свою роль. Соня искала отцовского внимания в любом мужчине, который хоть малость проявлял к ней знаки внимания. Поэтому у нее и были неудачи в личной жизни. Когда она хотела замуж, ее туда почему-то не брали. Потом она нашла "второго отца". В храме. Батюшку Петра, который духовно ее окормлял и оберегал от вероятных пороков. Тот ее замуж не выдал, но повлиял на дальнейшую судьбу. После встречи с ним она твердо и стойко отказывала всем, кто предлагал ей грязненькие встречи…
На второй день процесса прощения папы, Соня встала перед иконой Господа и от души попросила о помощи. Медленно перечитывая список отчих косяков, она не ждала слепо, что ей вдруг и сразу станет легче. Однако почему-то была уверенность, что она всё делает правильно.
Сон после прощения стал необыкновенно глубок.
А потом пришло время прощения матери, сестер, братьев, тёть, дядь, одноклассников, одногруппников, друзей, знакомых, приятелей, грубых прохожих…
Мало ли, много ли дней минуло, но проделывая раз за разом эту работу, Соня пришла к выводу, что она прощает то, что тянется именно за ней.
“Я прощала трусость отца, в то время, как была самой страшной трусихой. Прощала тщеславие матери, а у самой тщеславие дико перекрывало её уровень. Прощала грубость приятелей, но сама была глубоко невежлива. Я прощала то, что видела в себе. Получается, так…”
Философский настрой заставил ее размышлять дальше.
“А как бы я поступила на месте отца? Думаю, еще хуже, чем он. Он хоть как-то продолжал поддерживать с нами связь. А я бы избегала любого общения с теми, кто связывал меня с прошлым. В общем-то, не такой уж и плохой был мой папа. Трудяга, весельчак… Спасибо, что я знала его таким. У кого-то отцы и похуже…”
Тяжкий труд прощения тянулся медленно, но неуклонно двигался вперед.
“А если я выйду замуж, мне и мужа придется научиться прощать? Ладно сейчас - я прощаю тех, с кем не приходится ежедневно встречаться. А с мужем, который почти всегда будет рядом, как это будет?”
И только она об этом подумала, как на телефон упало сообщение. Уведомление в православном сообществе, на которое она подписалась. “Простить близкого” - вот новая тема, которую там опубликовали. Как будто администратор группы прочитал её мысли. Соня тут же написала все ранее пришедшие мысли на ум. И так она задала ветку рассуждений для других участников группы. И пошло-поехало...
Она и подумать не могла, что спустя 2 минуты после этого ей напишет некий Максим.
“Здравствуйте. Я прочитал ваше сообщение, и мне понравился ваш взгляд на жизнь. Он мне очень близок. Можно с вами подружиться?”
Это была их первая встреча, пусть и виртуальная. Она тернисто и витиевато вела их к будущему. Точнее, к их будущему браку. Крепкому и на всю жизнь. Пусть и без пышной свадьбы. Такому надежному, тихому, счастливому. Там где две души соединяются не по страсти, а по движению в одном направлении. Там, где живут вера, надежда и любовь. Там, где живет настоящее прощение. Там где, рождаются счастливые дети. Там, где есть уютный очаг с задушевными беседами, детским смехом и запахом вкусной домашней еды…
А ведь стоило только начать прощать, расчищая жизнь от прошлого тяжёлого мусора. Так, наверное, и находят потерянную дорогу к лучшему будущему...