14 ноября 1851 года (1 ноября по старому стилю) из Петербурга отправился первый пассажирский поезд и прибыл в Москву через 22 часа.
Некоторые СМИ отметили это памятное событие с фальстартом. Одни выпустили свои материалы 1 ноября, иные – вчера 13 ноября. Если первых понять можно – некоторые даты, случившиеся давно, мы отмечаем, не переводя их на новый стиль. А уж те, кто праздничные реляции запускал в эфир вчера — просто не в ладах с арифметикой. Чтобы перевести дату с Юлианской на Григорианскую, следует прибавить 13 дней, а не как это было в XX веке, когда прибавляли 12.
Итак, 14 ноября 1851 года первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву по железной дороге, которая спустя чуть более полтораста лет стала самой востребованной в стране. Ежедневно она перевозит десятки тысяч пассажиров и тысячи тонн грузов.
Необходимо отметить, что паровозы и вагоны сразу стали производить на Российских заводах. На Александровском заводе в Петербурге в 1845 году был построен первый российский товарный паровоз, затем появилась модель и для пассажирского движения.
Из соображений обороноспособности была применена колея 1524 миллиметра, или 5 футов (в Европе для сравнения массово использовалась колея в 1435 миллиметров). Дорога изначально получила стратегический и военный статус.
К открытию дороги в Москве и Петербурге были построены вокзалы. Архитектором выступил Константин Тон, вдохновленный идеями ратуш европейских городов, отсюда и башенки с часами.
Первый поезд ушел с вокзала на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) в Петербурге 1 ноября по старому стилю и добирался до Москвы 21 час 45 минут. Средняя скорость состава была около 37,5 версты.
Сколько стоил билет и когда появились туалеты в вагонах читайте в Районке...