Найти в Дзене
Андрей Сталк

Принц Наполеон (спектакль)

"Принц Наполеон ", 1968, СССР
"Принц Наполеон ", 1968, СССР

Месяц брюмер

Как известно, в Советском Союзе не боялись ставить картины на политические сюжеты. И «Приключения Чиполлино», и «Кащей Бессмертный». Иногда, в порыве храбрости, замахивались даже на правителей – «Иван Грозный» там, «Александр Невский». А в период оттепели могли вдарить и более современным мишеням. Середины девятнадцатого века. Во Франции. Причем, посмотреть памфлеты могли миллионы. Потому что телевизор выдавал ровно две программы плюс местную, и улицы дежурно пустели, тоскливо заглядывая в теплые ламповые окна, в которых иногда бликами пробивался голубой свет телевизора.

И вот в 1968 году, в разгар пражского чемпионата по танковому биатлону, жители, преимущественно, ленинградского региона обвели новомодными шариковыми ручками знакомое имя в газетной программе. «Принц Наполеон», телеспектакль плодовитого Ленинградского телевидения по работе Карла Маркса в обработке самого Василия Шкваркина образца рокового 1941 года. И замелькали на экране знакомые лица Сергея Юрского, Игоря Дмитриева, Владислава Стржельчика и даже дяди будущего д’Артаньяна всего нерушимого и могучего Союза.

На этом плюсы биографической пьесы Наполеона Третьего закончились. Те, кто был не в курсе деятельности этого тёзки коньяка быстро утомились уразуметь смысл пантомимы на околополитические темы кучки напыщенных исторических ноунеймов. Увлекающиеся мировой историей же, в свою очередь, никак не могли сопоставить клоуна с наклеенными усами по полтора дециметра каждый со знаковой фигурой. Месье Шарль Луи был первым победителем президентских выборов, потом развернул Францию к очередной Империи, став до кучи императором. Имел военные успехи, громя не последних в то время Австрию и Россию. Именно он укоротил жандарма Европы в Крымской войне. Ну, и по мелочи, Савойю там к Франции присоединил, Ниццу. Мутил в Мексике и Польше. И, как большинство знаковых политиков, проспал время почетного ухода из власти, закончив существование в прусском плену.

Ничего этого показывать неокрепшим советским умам не стоило. Юрский мельтешил в стиле двух монарших шутов из “Короны Российской империи”, вышедшей спустя пару лет. Остальной петербургский актерский бомонд вообще не понимал, что от них хочет известный режиссер Александр Белинский, уже ставивший и “Понедельник начинается в субботу”, и “Записки сумасшедшего”, и “12 стульев”. Впрочем, не знал этого и сам постановщик, больше не совершавший телодвижений в историческую политику на сцене. Кто этих партийных сусловцев знает, вот французский лидер сбегает из тюрьмы, неся бревно на плече – вдруг увидят ерничание по поводу ленинского субботника. Или фраза какая двусмысленно прозвучит. Поэтому никаких действий, лозунгов и революций. Пусть лучше Юрский дамам ручки целует, той же Наталье Теняковой это вдвойне приятно.

Но особо опечалила вызывающая халтура по оформлению спектакля. Вместо задника – листы ватмана, на которых, вероятно, за пять минут до съемок толстым фломастером грубо намалевали то решетку, то силуэты кирпичей, то рожицы. Из декораций только портрет Наполеона Бонапартовича, аутентичность которого может оценить только пафосный Понасенков. И поношенные костюмы времен “Войны и мира”, которые в черно-белом изображении лишены аристократического лоска.

Понятное дело, что, вспоминая свое творчество, никто из известных персон, задействованных в “Принце Наполеоне” о телеспектакле не упоминал совсем. Такие произведения клепали в любом Саратове по разнарядке, что там вспоминать. Только в коллекцию собирателей кинодревностей, благо, пятый канал все сохраненное благотворительно выкладывает на некие, вот-вот готовящиеся к запрету, видеохостинги. Глядишь, пару сотен человек и познакомятся с советскими политическими памфлетами в рамках повышения образованности.