Мадонна, Леонардо да Винчи- эти слова даже у людей малознакомых с искусством, вызывают ассоциации с чем-то значимым.
Да, увидеть произведения итальянского гения у себя на Родине, дорогого стоит. А ведь так было не всегда.
Только в 1865 году Эрмитаж приобрёл картину кисти великого Леонардо "Мадонна Литта", у аристократического итальянского семейства Литта. Стоимость приобретения составила сто тысяч франков ( ещё три произведения было куплено за эту сумму).
В октябре нынешнего года я воочию увидела эту картину. Подойти особенно близко не удалось из-за большого скопления ценителей.
Картина на самом деле совсем не большая 42 × 33 сантиметра, рама придаёт некий объём.
Удивила яркость красок, а ведь "Мадонне с младенцем" ( основное название данное художником) уже пять с половиной веков.
Кто изображён на картине и особенности некоторых деталей
Мадонной в западном христианстве называют Деву Марию, она изображается с младенцем Христом, своим Божественным сыном.
Почему над Мадонной и Младенцем нет нимбов?
Леонардо да Винчи многие картины писал по заказу, а нимб не всегда просили изображать. Вообще в западно христианском религиозном искусстве, просматривается более приземлённое изображение святых. Это младенческая пухлость, обнажённость и яркая женственность Мадонны.
Интересная особенность Мадонны Литта- это источник света.
На заднем фоне два раскрытых окна в дневное время. Теоретически они должны быть источником света. Но свет падает совсем с другой, с левой стороны.
Кстати так же художник изобразил свет в своей картине "Тайная вечеря".
Интересная деталь шнуровка на груди Мадонны. По мнению некоторых искусствоведов, художник изобразил некий порыв материнской нежности на детский плачь.
Версия такая: разрезы для кормления материнским молоком были не зашнурованы, а зашиты. Мадонна уже приучила своего Сына к другой пище, а от молока отучала. Но детский плачь, безутешное желание материнского тепла вынудили Мадонну разорвать зашитый разрез и утешить ребёнка.
Младенец изображён успокоенным и даже немного сонным, а на лице его Матери спокойствие, любовь и умиротворение.
Ещё одна слабозаметная деталь картины-это маленькая птичка в левой руке младенца.
Птица щегол с красной головкой, как символ будущих страданий Христа. Есть легенда, что во время распятия на терновый венец который был на голове Спасителя, села маленькая птаха.
Шипы венца впивались в голову и текла кровь, первая капля упала на голову птице и она навсегда осталась с красно головой.
Послесловие
На картину хочется смотреть, это успокаивает.
Немного жалею что не подошла поближе и не рассмотрела всё получше. Но значит в следующий раз!