Луганский Литейный
Разработки каменного угля и руды в донецком и донском крае - следующая тема, которая должна быть подробно раскрыта и без которой не понять историю города.
О том, что в разных местах этого края есть «горюч-камень» наверняка известно с древних времен. Об этом говорит обилие мест, где обнаруживается выход пластов на поверхность при выветривании пород и действия осадков. Из письменных источников (материалов Берг-коллегии и законов Российской империи) о залежах угля в крае известно начиная с начала 1720 годов. Эта информация была получена по результатам нескольких государственных экспедиций Берг-коллегии по разведке недр Донецкого бассейна. Огромную роль них сыграл подьячий (выборный в государственном селе вблизи Кинешмы) наблюдательный рудознатец самоучка Григорий Григорьевич Капустин. В то же время о залежах угля стало известно от управляющего Бахмутским соляным промыслом Никиты Вепрейского и надзирателя Бахмутской крепости Семена Чиркова. Найденный в окрестностях Бахмута уголь использовался для выпаривания соли. Но о промышленной разработке угля задумались лишь спустя 70 лет.
С присоединением к России после русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Черноморского и Азовского побережий и Крыма, открывших ей выход к морю для торговли со странами Ближнего Востока и Южной Европы, резко изменилось значение Юга страны. В это время на морском побережье, на реках Днепр и Дон основываются и активно развиваются города Николаев, Херсон, Екатеринослав (Днепропетровск), Александровск (Запорожье), Севастополь, Одесса, Ростов-на-Дону, Таганрог. В незамерзающих портах на Черном море строится морской флот. Недавно еще пустынный край начинает быстро колонизироваться и заселяться.
С развитием южных городов и Черноморского флота все более остро ощущается нехватка металла и топлива. В конце XVIII века командующим Черноморским флотом вице-адмиралом Мордвиновым Н.С., генерал-губернатором Новороссии Зубовым П.А. и президентом Берг-коллегии Соймоновым М.Ф. начал подниматься и обсуждаться вопрос необходимости закладки на юге страны нового оружейного завода как важного фактора для отражения турецко-татарской опасности. При этом обращалось внимание на залежи полезных ископаемых Донецкого кряжа, о которых было известно еще с петровских времен. Возник проект постройки на Юге металлургического завода, перерабатывающего местные руды на минеральном топливе. Это была прогрессивная и довольно смелая идея, так как не было отечественного опыта выплавки чугуна на каменноугольном коксе, на существующих заводах плавка производилась на дровяном топливе. В это время только в Англии применялась промышленная выплавка чугуна на минеральном топливе.
С целью изучения сырьевой базы и выбора места для строительства завода в донецкий край был направлен шотландский инженер Карл (Чарльз) Гаскойн, директор и устроитель Олонецких заводов. В Россию он находился на государственной службе, а до этого он был директором крупнейших в мире Карронских чугунолитейных заводов в Шотландии.
Предварительно изучив архивы Берг-коллегии, летом 1794 года он прибыл на Северский Донец. Он ознакомился с местностью в в Бахмутском и Донецком уездах, провел беседы со «знающими людьми», посетил месторождения угля и железных руд, о которых уже было хорошо известно. К этому времени уголь добывался примитивным способом в нескольких местах: у села Верхнее (место расположения третьей роты бывшего Бахмутского гусарского полка); в балке Ореховой; вблизи села Белого и других. Работы велись перманентно, как в частном порядке для бытовых нужд, так и организованными командами для Бахмутских соляных заводов и для черноморского флота под руководством инженер-капитана Николая Аврамова. Также Гаскойн обратил внимание на многообещающее каменноугольное месторождение в Лисичьем буераке.
Обследовав перечисленные места, Гаскойн заверил правительство, что «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». За короткое время он определил оптимальное, по его мнению, место для завода. Его решили ставить в поселке Каменный Брод (сейчас район г. Луганска), на правом берегу реки Лугани. Помимо удачного расположения сырьевой и строительной базы, к учету принимались и другие факторы: возможность использовать воды реки Лугани и ее притока Ольховки для подачи на водяные колеса машин при помощи системы дамб и каналов; наличие наиболее дешевого пути транспортировки угля от Лисичьего буерака до завода по реке Северский Донец; близкое расположение сухопутного и водяного пути на Таганрог.
Изыскания и предложения Гаскойна послужили поводом для составления указа «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля», подписанного Екатериной II 14 ноября 1795 года. В указе определены штаты, финансирование, вопросы землеустройства, вопросы привлечения людских ресурсов и мастеровых. Предлагалось Гаскойну для начала разработки «вызвать из Англии несколько сведущих в сем деле мастеров, которые бы под главным его надзиранием (Гаскойна) находились на местах работы и оными управляли, доколе собственные мастера к тому приобвыкнут». В течение нескольких лет на строительство прибыли более десятка английских инженеров различных специальностей.
Для мастеровых работ предложено перевести до 300 человек с семьями с Липецких заводов и 100 человек с семьями с Александровского в Петербурге литейного завода. Кроме того приписать и поселить близ завода до 200 крестьян из других губерний, для перевозки материалов на волах. На тяжелые работы при ломке угля предложено использовать преступников и бродяг. Для строительства завода, каналов и плотин считалось целесообразным привлечь пехотный полк. Устроение и управление заводом поручено упомянутому статскому советнику Гаскойну.
Осенью 1795 года начались работы по строительству завода. На правом берегу Лугани, в 15 верстах от её устья, развернулись работы по сооружению литейного завода. В конце 1795 года приехал приглашенный Гаскойном английский мастер Томас Ропер, который начал подготовку строительства завода и рудника. Проект (главные чертежи, архитектурные и инженерные решения) был лично подготовлен Гаскойном, он же производил авторский надзор за его исполнением.
Сёла Каменный брод и Вергунка стали первыми населёнными пунктами, принявшими строителей и рабочих Луганского литейного завода. Строительные материалы поступали из окрестных населённых пунктов. Для кладки домны необходим был особо прочный кирпич. Поэтому первым объектами на территории будущего завода стали два кирпичных завода: один по производству огнеупорного, другой - рядового кирпича.
Место расположения завода , а также система гидротехнических сооружений, приведена на фрагменте геометрического плана казенных сел Бахмутского уезда 1802 года, в исполнении А. Сергеева. Система гидротехнических сооружений на реках Лугань и Ольховая была предназначена для подвода воды к заводу. Первоначальна механизмы завода планировалось приводить в действие силой воды. С привязкой схемы расположения завода, системы гидротехнических сооружений к современному городу Луганску можно познакомиться в интересных материалах местных краеведов, размещенных в интернете.
На просторах интернета, в свободном доступе можно найти три проекта завода, датируемых первым десятилетием существования завода. Они существенно отличаются друг от друга. Анализ причин этих отличий (см. следующий выпуск о заводе) отдаем на откуп компетентных в металлургии людям. А в этой статье приводим виды фасадов с северной стороны.
Зимой на заводе в Петрозаводске была изготовлена необходимая техника. А весной 1796 г. на место строительства прибыли К. Гаскойн, приглашённые английские специалисты инженера и рабочие. Английским мастером Г. Шерифом был заложен фундамент доменной печи — началось сооружение доменного корпуса, кладку которой поручили вольнонаемному подрядчику мастеровому Дмитрию Спиридонову. Потом закладывались здания цехов, и вскоре приступили к сооружению плавильных и обжигательных печей. Для завода возводились и сложные гидротехнические сооружения на речках Лугань, Белая и Ольховка.
Одновременно с началом сооружения завода были заложены каменноугольные разработки. Первоначально уголь для завода Гаскойн предполагал добывать из месторождения вблизи с. Белого, в 18 км от предприятия. Но затем он предпочел более богатое месторождение на правом берегу Северского Донца в Лисичьей балке, в 80 км от завода.
Здесь был отведен участок, на казенных землях и основан главный Лисичанский каменноугольный рудник. В течение 1796 года в Лисичьей балке была построена первая угольная шахта штольневого типа, и в этом же году рудник начал давать уголь. Строительство шахты и разработку угля для нового завода возглавлял английский инженер Томас Ропер. Копи Лисичанского рудника были первыми угольными шахтами Донецкого угольного бассейна, где в промышленном масштабе началась добыча.
После кончины Екатерины IIстроительство завода было приостановлено, завод от генерал-губернатора Зубова передан в ведение Берг-коллегии. После ходатайства директора Берг-Коллегии Соймонова, новый император Павел I в начале 1797 года, урезав расходы и утвердив другие распоряжения, разрешил продолжить строительство.
В сентябре 1797 года на Луганском литейном заводе вступила в строй первая воздушная печь, рассчитанная на отливку 100 пудов боеприпасов в неделю. В следующем году завод выпускает первую свою продукцию снаряды для Севастопольских батарей. Петербургское артиллерийское управление прислало заказ на 345 орудий различного калибра и около 400 000 снарядов. Завод был обеспечен заказом сразу до 1802 года. Первоначально пушки и снаряды отливались на Луганском заводе из привозного чугуна и металлолома. Однако необходимо было решать первоначально поставленную задачу - освоить выплавку чугуна из местных руд на каменноугольном коксе.
Для организации эффективной плавки на местном минеральном сырье в 1799 г. на Луганский завод прибыл известный литейный мастер Джон Уокер. Вместе с Томасом Ропером они занимались изысканием железных руд и каменного угля в окрестностях завода. Ими была найдена железная руда в селениях Белая и Первозвановка, вблизи поселка Городище и Привольное открыт рудник для добычи железной руды.
С 1797 года Лисичанский рудник возглавил англичанин Адам Смит. За семь лет под его руководством были разведаны новые запасы угля, разработаны и усовершенствованы системы их разработки. По инициативе Смита были построены каменные казармы для рабочих шахты и госпиталь, положившие начало городу Лисичанск. В те же годы инженер Г. Шериф построил здесь первую паровую машину. В марте 1799 г. на руднике впервые в России было изготовлено 19 000 пудов каменноугольного кокса. Кроме Луганского завода топливо поставлялось также Черноморскому флоту, соляным варницам и кузницам.
О первых технологиях добычи мы расскажем в следующих выпусках. А сейчас лишь
отметим, что первые штольни размещались в большой Лисичьей балке, тянущейся до Северского Донца. Каждую штольню вместе с прилегающими выработками считали отдельной шахтой, причем за первые пять лет разработки, в ней было построено 22 штольни. Расстояние между ними составляло несколько десятков метров. В первое десятилетие на руднике было добыто 2200 тыс. пудов (35 тыс. т) угля.
В апреле 1799 года на заводе были проведены испытания плавки железной руды на каменноугольном коксе в вагранке (малой доменной печи). Оно прошло успешно, и Карл Гаскойн поспешил рапортовать об этом директору Берг-коллегии Соймонову. С этого года и отсчитывается ввод в действие Луганского чугунолитейного завода на собственном минеральном сырье. Как выяснилось позднее, эта продукция оказалась некачественной. До конца своей жизни Гаскойн совершенствовал луганские домны, проводил опыты с плавкой чугуна на коксе из местных руд, но, к сожалению, потерпел в этом поражение. Но остался в истории первым, чьим трудом и старанием была начата промышленная индустриализация Донбасса.
Еще раз подчеркнем, что Луганский литейный завод и его угольные копи были казенными, и находилась в Донецком (впоследствии Бахмутском) уезде Екатеринославской губернии. Граница между Екатеринославской губернией и землей Войска Донского проходила по реке Кальмиусу и далее от ее верховья приблизительно по хребту Донецкого кряжа.
Почему нам важна информация о событиях здешних мест? Здесь долгое время были сосредоточены лучшие инженерные силы горного ведомства, в том числе и иностранные. Казенные каменноугольные рудники с их современным уровнем ведения горных работ (для того времени) служили образцом для частных предпринимателей. Отсюда посылались поисковые партии для обнаружения новых пластов угля и указания, как добывать его, сначала в ближайшие районы, затем, по указанию горного ведомства, в земли Войска Донского и другие регионы страны. Горным инженерам Луганского чугунолитейного завода принадлежит честь открытия и описания многих крупных угольных месторождений. И везде, в том числе и на Грушевском руднике, первоначальные работы по организации добычи угля проводились людьми, обучавшимися на Лисичанском руднике.
Следует отметить большой вклад выходцев с Туманного Альбиона во главе с Гаскойном в становление индустрии Донбасса. Его труд был оценен правительством, он стал кавалером орденов Святой Анны 1-й и 2-й степеней, Святого Владимира 3-й и 4-й степеней. Благодарные потомки также оценили и не забыли вклад устроителя и управляющего Олонецкого, Луганского, Александровского и других заводов. Ему поставлены памятники в Луганске и Петрозаводске.
Парадоксально, но представители этой страны, которые так вложились в основание промышленности донецкого края (с учетом последующего вклада Юза и др.), двести лет спустя с не меньшим упорством пытаются ее разрушить?!