Российские авиакомпании получат в этом году 10 самолётов Superjet 100, из которых только 7 — абсолютно новые машины — об этом сообщили «Известиям» источники в авиапроме и эксплуатантах.
10 машин — в два раза меньше, чем анонсировал весной глава Минпромторга Денис Мантуров. В конце марта руководитель ведомства заявлял, что заказчикам в этом году в общей сложности будет передано минимум 19 Superjet 100. Министр говорил, что для них полностью хватало зарубежной комплектации даже после введения западных санкций и отказа иностранных партнёров от поставок в Россию.
Авиакомпания «Азимут» около месяца назад уже получила один новый Superjet, он стал 16-й машиной в парке перевозчика, рассказал председатель совета директоров авиакомпании Павел Удод.
«В этом году успеем получить еще 17-й и 18-й борты. Один — тоже из новой партии от "ПСБ Лизинга". Второй — от ГТЛК, это ремаркетированный самолёт, то есть он уже летал [ремаркетированный самолёт — борт, который использовался в другой авиакомпании]. Мы его берем на короткий срок, поскольку он не новый», — отметил он.
Red Wings также успела в этом году пополнить парк двумя Superjet — это тоже не машины 2022 года выпуска: одна была поставлена из партии так называемых белых хвостов (самолётов, которые строились в предыдущие годы для других авиакомпаний, но так и не были ими законтрактованы и не летали), вторая — ремаркетированный борт, который ранее эксплуатировался в «Бурятских авиалиниях», сообщает источник в «Иркуте», производителе самолётов SSJ-100.
В декабре Red Wings планирует получить ещё два SSJ-100 — это будут уже новые самолёты, сообщает представитель перевозчика. «Для авиакомпании, являющейся наиболее эффективным эксплуатантом данного типа, пополнение флота очень важно, дополнительные лайнеры будут задействованы для развития региональной маршрутной сети. Также мы прорабатываем варианты получения дополнительных воздушных судов SSJ-100 в субаренду от других авиакомпаний», — уточнили в Red Wings.
Дальневосточная авиакомпания «Аврора», которая также планировала эксплуатировать российские самолёты, в этом году опять не получит SSJ, как подтвердил гендиректор перевозчика Константин Сухоребрик. Ещё один эксплуатант SSJ-100 — авиакомпания «Ираэро» (базируется в Иркутске) — тоже не пополнял парк новыми российскими машинами и пока не планирует этого делать, сообщает представитель компании.
В пресс-службе авиакомпании «Россия» сообщили, что перевозчик ожидает поставок новых самолётов в соответствии с ранее заключённым контрактом и оставшихся SSJ из парка «Аэрофлота» в рамках ранее принятой стратегии группы.
В пресс-службе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) подтвердили передачу одного ремаркетированного самолёта Red Wings и планы передать до конца года ещё один такой борт «Азимуту». Представитель «ПСБ Лизинга» не ответил на запрос.
В Минпромторге подтвердили, что из новых «Суперджетов» в этом году был поставлен пока только один борт.
«На сегодняшний день один новый самолёт уже поставлен, в центре поставок корпорации «Иркут» в Жуковском находятся ещё шесть произведённых новых самолётов, которые будут переданы эксплуатантам в ближайшее время», — сообщили в пресс-службе ведомства.
По данным источников «Известий», эта партия из шести самолётов как раз и будет распределена между «Азимутом», Red Wings и «Россией».
В Минпромторге подтвердили, что всего в рамках программы SSJ-100 планируется поставить «порядка 10 новых самолётов». Но там не назвали новых сроков по оставшимся трём бортам.
О планах выпуска «Иркутом» в этом году 10 SSJ-100 летом говорил бывший вице-премьер Юрий Борисов. А летом прошлого года корпорация планировала произвести в 2022 году 18 машин — об этом сообщал тогда директор специализированного филиала «Иркута» «Региональные самолёты» Олег Гуляев.
«Затем [после выпуска этой партии из 10 SSJ] предприятия ОАК окончательно перейдут на выпуск импортозамещенной версии самолёта — SSJ-NEW», — сказали в Минпромторге.
В пресс-службах Министерства промышленности и «Иркута» не назвали причин задержки в производстве и поставках в этом году.
10 новых и ремаркетированных самолётов в этом году — это чуть лучше антирекорда 2019-го. Тогда эксплуатанты получили в свои парки восемь новых машин этого типа. В пандемийном 2020-м с завода было поставлено 12 машин, в 2021 году — 24.
По словам источника, близкого к «Иркуту», поставить производителю сейчас просто нечего: после введения в феврале масштабных западных санкций против предприятий авиаотрасли РФ поставки комплектующих к SSJ полностью перекрыли.
«Там из задела оставалось очень мало комплектующих. Ещё было некоторое количество переоборудуемых самолётов», — рассказал источник.
Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что 10 поставленных самолётов в год в условиях санкций — это успех. Эксперт также полагает, что производственная программа «Иркута» могла корректироваться постепенно в течение года, так как санкции вводились не одним днём.
«19 самолётов — такой заказ мог быть до санкций, а реальная цифра на этот год, скорее всего, и была 10 самолётов», — считает он.
Кроме того, в условиях дефицита импортных комплектующих и особенно двигателей SaM146 (производились совместно с французскими партнёрами Safran, которые приостановили поставки) резервные детали будут нужны для летающих самолётов, а не вновь поставляемых. Важнее обеспечить полёты бортов, которые уже в эксплуатации, считает эксперт.
«На двигателестроительном форуме в октябре даже прозвучало, что Red Wings на Superjet летом налётывала по 400 часов в месяц — это сумасшедший налёт. А раз они так интенсивно летают, значит, ресурс заканчивается быстрее, и нужно им обеспечить поддержку», — заключил эксперт.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев тоже считает, что дособрать весь заявленный объём не получилось из-за нехватки комплектующих: 19 «Суперджетов» — цифра, которая возникла исходя из заделов по основным агрегатам и планерам, но если не хватило даже какой-то незначительной детали, самолёт уже не построишь. Поэтому оценка в тех условиях, когда она проводилась, могла быть ошибочной, считает эксперт.
Но и собранные в этом году SSJ — это потенциально проблемный актив, потому что, когда ему потребуется замена каких-то импортных запчастей, их будет не достать. Имевшиеся в запасе агрегаты лучше было сразу оставить для импортозамещённого SSJ-NEW, полагает эксперт.