Музей современного искусства ZAMAN должен открыться в Уфе в 2027 году. Его создание инициировал предприниматель и меценат Марат Ахметшин, вошедший в топ-100 богатейших предпринимателей Башкирии. Сейчас институция работает как посольство, а ивенты проводятся в сторонних организациях. От какого здания «музею без стен» пришлось отказаться, как ZAMAN пытается спасти регион от культурного забвения и какие еще проекты реализует — читайте в нашем новом материале.
Ожидание / реальность
Разработка концепции, названия и локации музея началась в 2015 году. Тогда Марат Ахметшин решил построить музей, а не центр современного искусства — свое решение он обосновал научно-исследовательской составляющей первого.
Четыре года спустя московское архитектурное бюро «Меганом» представило первый архитектурный проект музея, однако отведенный под строительство участок пришлось отдать правительству региона. К 2024 году там возведут Евразийскую библиотеку, строительство обойдётся в более чем четыре миллиарда рублей.
Изначально проект предусматривал строительство здания с площадью на крыше, большой обзорной площадкой и напоминающими трамплин трибунами. Жители Уфы могли бы увидеть территорию с реки и моста при въезде в город. Предполагалось, что музей будет существовать за счет финансирования фондов или партнёров — сотрудничество с правительством не планировалось.
Сейчас ZAMAN работает в формате посольства, придерживаясь концепции «музей без стен». Выставки и ивенты проводятся в организациях-партнёрах. Скоро он расположится на территории городского центра «Арт-Квадрат» в Уфе, в настоящий момент там идет ремонт. Хотя институция обретет место, это всё ещё не музей, а лишь пространство для знакомства с микровыставками и людьми. Организация ивентов на других площадках при этом продолжится.
Фокус
География музея охватывает Уфу, Казань, Ижевск, Пермь, Самару, Челябинск, Оренбург, Йошкар-Олу и Чебоксары. Их объединяет тюркская культура, на формирование которой влияли кочевники, арабский мир и оседлая жизнь местных. По словам руководителя посольства ZAMAN Алии Ахмадуллиной, номадические элементы считываются в работах и практиках современных художников.
Сейчас в коллекцию музея входят более 350 скульптур и картин, приобретенных в Уфе, Казани и Ижевске.
«У нас нет цели собрать огромную коллекцию. Самая большая беда всех музеев мира — невозможность выставить свои коллекции целиком. Задача музеев, и нашего в том числе — проводить исследования, образовательные программы, выставки», — отметил Марат Ахметшин.
В институции считают, что наследие Башкортостана, Поволжья и Урала сегодня исчезает. Своей работой кураторы хотят предотвратить тотальное культурное забвение. Алия Ахмадуллина утверждает, что миссия ZAMAN — сохранить региональное искусство, не допустить распродажи его предметов по всей России и миру.
В это же время особое внимание уделяется современным художникам и скульпторам.
«Есть музеи, которые собирают и хранят прошлое. Есть институции, которые транслируют будущее. Для ZAMAN важен баланс: «замандаш» в переводе с башкирского — «современник». ZAMAN переосмысляет и преобразует локальную культуру, делая ее живой и своевременной. ZAMAN — носитель локального искусства, о котором остальному миру еще предстоит узнать», — отмечают в посольстве.
Работники институции ставят перед собой цель объединить измерения — настоящее, прошлое, будущее — и людей, современников. Эта концепция обыгрывается в том числе в названии музея — zaman в арабском языке и на иврите обозначает «эра, эпоха». Команда предполагает, что через 20 лет музей станет частью культурного ландшафта Уфы и выйдет на самоокупаемость за счет поддержки отечественных и зарубежных партнёров.
Основной аудиторией должна стать молодёжь. Ахметшин считает, что старшее поколение «потрепано судьбой, оно мало во что верит». Молодые люди же, по его мнению, выросли в относительно свободной стране. Для полного закрепления ZAMAN в среде понадобится порядка 60 лет, тогда он сможет стать нужным и важным для жителей города, а дедушки и внуки будут воспринимать его одинаково.
Музей не ограничится экспонатами. В здании появятся лектории, книгохранилище, просветительский центр и зона свободного творчества. ZAMAN должен стать «третьим местом» после дома и работы для горожан и гостей Уфы.
ZAMAN обеспечивает работу лектория уже сейчас. Занятия проводятся онлайн и офлайн, их тематика варьируется от роли женщин в искусстве до жанра мокьюментари в литературе.
Расцвет внутренней эмиграции
Первой независимой выставкой институции стал проект (шёпотом) — рефлексия художников из Уфы, Казани, Ижевска и Перми на тему «ситуации, которую мы не выбирали, но в которой себя обнаружили». Около 17 работ располагались в нежилом лабиринтообразном пространстве в центре города. Иммерсивный подход реализовывался и с помощью аудиоинсталляций.
«Растерянно озираясь по сторонам в поисках уцелевших ценностей, осторожно передвигаясь по осколкам языка, мы можем говорить друг с другом только шёпотом. Выставочный проект в основном состоит из работ, сделанных после 24 февраля 2022 года, и фокусируется на ощущении внутри ситуации», — поделились в институции.
Встречала и провожала посетителей серия Дмитрия Коротаева «Пора возвращаться домой» (организация Meta, а также её продукт Instagram, на который мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ. — ред.).
Художник разместил на клочках обоев противоречивые фразы, а гости смогли оценить их смысл дважды — до и после изучения выставки.
По словам Алии Ахмадуллиной, экспозиция стала практикой коллективности — перед посетителями вставали вопросы коллективной ответственности, порождающие ощущение единства. Руководитель посольства добавила, что выставка помогла трансформировать внутреннюю тревогу.
Книжный магазин
Институция участвует в открытии книжного магазина в Уфе. Проект разрабатывался вместе с командой книжного магазина Smena из Казани. Одноименный центр современный культуры занимается организацией выставок, лекций, детских, инклюзивных и профессиональных событий, издает книги, ежегодно проводит книжные фестивали, а также международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник».
В продажу попадут детские иллюстрированные издания, гуманитарный нонфикшн, академическая литература, книги об искусстве, музыки, кино и дизайне.