Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Как в Миссури пришла Гражданская война

Отношение к рабству -лишь одна из причин Гражданской войны в США, но это самая главная причина. Для штата Миссури вдвойне. Еще на этапе вступления в США эта территория бурлила по поводу того, будет штат рабовладельческим или нет. Часть жителей, эмигрантов с юга, привезла с собой домашних рабов и не хотела лишаться собственности. Более бедные поселенцы приняли наличие рабов как индикатор социального статуса. Имеешь раба – жизнь удалась. Для беднейших слоев расовая сегрегация стала спасительной соломинкой, которая позволяла им считать, что они не на самом дне общественной иерархии. Однако настроения в индустриальных штатах и Вашингтоне были таковы, что распространение рабства на запад считалось порочным. В 1821-м году Миссури приняли как рабовладельческий штат только при условии, что все будущие западные территории к северу от южной границы Миссури, станут входить в США как свободные штаты.

Этот компромисс продержался до тех пор, пока правительство не решило заселить американцами индейские территории к западу от Миссури. Появился Канзас. Был поднят вопрос о получении им статуса штата. Стараниями южан условие о неприемлемости рабства на западе было аннулировано, решили полагаться на выбор местных жителей. Под видом прямой демократии фактически было подготовлено появление еще одного Миссури. Выборы 1855 г. в Канзасе показали, что большинство поддерживает рабовладение.

Карта США в 1854 г.
Карта США в 1854 г.

Во многом такой исход явился результатом манипуляций сторонников рабства из Миссури. Когда зашла речь о выборах, еще до официального объявления об отчуждении земель у индейцев, миссурийцы принялись массово столбить участки в Канзасе, чтобы иметь право голоса. Переселенцы из северных штатов, отрицательно относившиеся к рабовладению, оказались меньшинством по сравнению с теми, кто жил в Миссури, а заодно решил прописаться в Канзасе.

Разумеется, это не прошло незамеченным. Трения между рабовладельцами и их противниками стали интенсивнее. Дошло до того, что в Канзасе появилось два правительства с двумя разными конституциями – в Лекомптоне (рабовладельческое) и Топеке (антирабовладельческое).

Насилие не заставило себя долго ждать. Вдоль границы Канзаса и Миссури в 1856-м году началась настоящая Гражданская война, которую, правда, так непринято называть. Обычно эти события именуют канзасо-миссурийским вооруженным конфликтом или более красочно эпохой кровоточащего Канзаса. На самом деле, этот конфликт был именно войной, хотя в ней действовали не огромные армии, а сравнительно небольшие отряды аболиционистов и сторонников рабства. Эти отряды нападали на врагов, стараясь причинить им как можно больший ущерб, грабя и убивая.

Борцы с рабством из Канзаса, 1858 г.
Борцы с рабством из Канзаса, 1858 г.

Время от времени конфликт утихал, в начале 1861-го года было относительно спокойно. Боевые действия прекратились. Но напряженная ситуация сохранялась. В Канзасе к тому времени фактически покончили с рабовладением. В Миссури приграничные округа жили в постоянном страхе перед вторжением соседей, движимых местью и желанием освободить рабов.

Тем временем, президентом США был выбран Авраам Линкольн, последовательный политик, действовавший в интересах капиталистического севера. Южные штаты начали отделяться. Они создали Конфедерацию и в 1861-м году выбрали собственного президента Джефферсона Дэвиса. Он приказал войскам Союза покинуть территории, отныне не признававшие законы США, а когда гарнизон форта Самтер отказался это сделать,12 апреля 1861 г началась Гражданская война.

Если в Канзасе официальная власть принадлежала сторонникам Союза, то в Миссури – другая история. Здесь сосредоточились рабовладельцы, включая тех, кого за предшествующие годы выдавили из Канзаса. Губернатор Миссури Клэйборн Фокс Джексон был сторонником рабства. Еще в марте он хотел, чтобы штат покинул союз, но собранный по этому поводу Конвент проголосовал против.

Клэйборн Фокс Джексон
Клэйборн Фокс Джексон

Наряду с богатыми фермерами южанами, приехавшими в Миссури со своими рабами, в этих краях обосновалось огромное количество эмигрантов, интересы которых больше были связаны с развитием индивидуального предпринимательства и торговли. Многие являлись сторонниками рабовладения, но выход из США считали катастрофой.

Губернатор Джексон, отказавшись объявить мобилизацию, которую требовал указ президента Линкольна, разработал секретный план, чтобы получить контроль над оружием и боеприпасами, хранящимися в федеральном арсенале в Сент-Луисе. Получив оружие, он рассчитывал собрать армию, которая могла бы помочь ему вывести Миссури из Союза. В подчинении у губернатора находились отряды местной милиции. Он приказал им собраться на окраине Сент-Луиса, называемой Кэмп Джексон. Губернатор поручил Даниэлю Фросту, в прошлом участнику канзасо-миссурийского конфликта, повести собравшихся к арсеналу и захватить его.

План Джексона мог бы сработать, если бы не капитан Натаниэль Лайон. Тот заранее подозревал, что арсенал, начальником которого он был, является предметом вожделения конфедератов. Переодевшись в женскую одежду, капитан лично проник в ряды милиции и узнал о дате и месте выступления. Он поднял добровольческие формирования Сент-Луиса и части 2-го пехотного полка Союза в ружье. Они окружили Кэмп Джексон и вынудили милицию сдаться без сопротивления.

Александр Симплот ‘Арсенал Сент-Луиса в 1861 г’
Александр Симплот ‘Арсенал Сент-Луиса в 1861 г’

Тогда Лайон совершил ошибку, открыто поведя пленных по улицам Сент-Луиса. Собрались разгневанные сторонники южан и начали, крича, бросать камни в федералов. Потом раздались выстрелы. Несколько солдат и 28 человек из толпы, включая женщин и детей, были убиты. Многие оказались ранены.

Кровопролитие подняло градус противостояния на новый уровень. Газеты, поддерживавшие губернатора, обрушили поток обвинений на сторонников Союза. Начали подогреваться националистические настроения. В 1830-е годы в Миссури эмигрировало много немцев. Немцы служили в армии. Они являлись твердыми противниками рабства. Рабовладельцы запустили кампанию их очернения, сравнивая с гессенскими наемниками 18-го века, которые душили американскую революцию за деньги короля Великобритании. Гессен – лишь одна из многих немецких земель, большинство немецких эмигрантов там даже никогда не было, но газеты постарались закрепить за ними прозвание ‘гессенцы’, чтобы представить врагами.

Губернатор созвал генеральную ассамблею штата. Он добился создания Гвардии Штата под командованием бригадного генерала Стерлинга Прайса, бывшего губернатором Миссури в эпоху кровоточащего Канзаса (1853-57 гг). Основу Гвардии составили отряды милиции и активных участников канзасо-миссурийского конфликта.

В то же время, конгрессмен от штата Миссури Фрэнсис Блэр Мл., занимавший антирабовладельческую позицию, добился назначения командующим западной группой федеральных войск Натаниэля Лайона. Тот получил звание бригадного генерала и широкие полномочию по защите интересов Союза.

Натаниэль Лайон
Натаниэль Лайон

Последняя попытка найти способ не устраивать бойню была предпринята в отеле Planter's House в Сент-Луисе 11 июня 1861 года. Там Лайон и Фрэнсис Блэр Мл. встретились с губернатором Джексоном и генералом Прайсом.

Встреча получилась напряженной. Джексон сразу сказал, что не собирается отдавать распоряжение о мобилизации в армию Союза. И вообще не допускает возможности участия в войне каких-либо войск Миссури на стороне США. Он также велел Лайону немедленно вывести федеральные войска из штата. Это требование разозлило бригадного генерала. Он ответил Джексону и Прайсу, что их слова и действия не оставляют ему другого выбора, кроме как начать войну против них.

Джексон и Прайс в тот же день сели на поезд и поехали в столицу штата, Джефферсон-Сити, сжигая за собой железнодорожные мосты. Там губернатор объявил о призыве пятидесяти тысяч человек, чтобы изгнать армию Союза из штата. Он сообщил, что добровольцы должны приехать либо в Бунвиль, либо в Лексингтон и записаться в ополчение. Оба города находились на реке Миссури, оба, как известно, изобиловали сторонниками южан. Первый из них вскоре стал штаб-квартирой формирующейся армии.

Генерал Лайон поспешил за Джексоном и Прайсом. 14-го июня командующий западной группой войск во главе небольшого отряда лично на пароходе прибыл в Джефферсон-Сити. Столица сдалась без сопротивления. Затем, дождавшись основные силы, Лайон направился в Бунвиль.

Там губернатор Джексон уже сформировал первые полки и надеялся отстоять город, несмотря на то, что его коллега, генерал Прайс, уехал руководить мобилизацией в Лексингтоне. Надежды не оправдались. 17-го июня регулярные части Союза буквально смели добровольцев, находившихся под командованием Джона Мармадюка, племянника губернатора. В последствии это сражение получило название ‘Бунвильские скачки’, так быстро улепётывали с поля боя сторонники рабства в Миссури.

Карикатура на битву у Бунвиля
Карикатура на битву у Бунвиля

Джексон бежал на юг к Арканзасу. Прайсу тоже пришлось отступить из Лексингтона, т.о. река Миссури осталась полностью в руках федеральных войск. Сторонники губернатора собрались в Карфагене и стали совещаться, как им поступить. Однако войска Союза не дали им передышки. Генерал Лайон отрядил на юг штата полковника Франца Зигеля, чтобы тот препятствовал соединению рабовладельцев Миссури с конфедератами Арканзаса. Узнав, что Джексон и Прайс в Карфагене, Зигель атаковал город.

Битва при Карфагене закончилась тем, что после нескольких перестрелок обе стороны отступили. Зигель увел свои войска в Спрингфилд, а Джексон и Прайс двинулись дальше на юг. Там они встретились с корпусом конфедератов Арканзаса под командой генерала Бена МакКалоха.

Объединенное войско сторонников рабства составляло 12000 солдат – очень значительное число для того времени. 13-го июля генерал Лайон привел к Зигелю в Спрингфилд свои основные силы и его армия стала насчитывать 6000 человек. Узнав о двукратном численном перевесе, конфедераты резко осмелели. 31-го июля они выступили на северо-восток, к Спрингфилду.

Войска Джексона, Прайса и МакКалоха расположились с юга от города у ручья Вилсон. Они стали обдумывать тактику будущего сражения. Тем временем, вернулся гонец, отправленный Лайоном в Сент-Луис. Он принес неутешительные вести – подмоги не будет. Генерал Джон Фримонт, только что присланный из столицы командовать западной группой войск, велел отступать, если есть угроза поражения.

Генерал Лайон решил пойти на риск и внезапно атаковать противника. На рассвете 10-го августа скрытно обойдя конфедератов, немецкая бригада Зигеля напала на лагерь генерала МакКалоха с юга. Генерал Лайон со своими людьми атаковал с севера Гвардию Штата под командованием Прайса. Разгорелось ожесточенное сражение впоследствии получившее название битва у ручья Вилсона.

Реконструкторы воспроизводят битву у ручья Вилсона
Реконструкторы воспроизводят битву у ручья Вилсона

Сперва внезапность принесла успех солдатам Союза. Но затем они допустили несколько досадных ошибок, которые качнули весы на сторону конфедератов. Первой ошибкой было то, что немецкая бригада полковника Зигеля приняла одетых в темную одежду противников за своих. У Арканзаса не хватило серой формы, и часть из солдат была одета как пришлось. Напав на Зигеля с фланга, эти конфедераты, заставили его спешно отступить.

Второй ошибкой стало то, что генерал Лайон буквально вел войска за собой. Он сражался в первых рядах и был дважды ранен уже в начале сражения – одна пуля попала ему в ногу, другая в голову. Он вернулся с передовой к своему резерву, только когда под ним убили лошадь. Он взял новую у майора МакЭлхани и снова ринулся в бой.

Поняв, что обратить в бегство конфедератов не удалось, армия Союза заняла позицию на вершине холма, господствующего над долиной ручья Вилсон. Инициатива перешла к южанам. Перегруппировавшись, они атаковали противника. Однако позиция, выбранная Лайоном была выигрышной, атаки удалось отбить.

Стремясь внести сумятицу в войска врагов, генерал Лайон поднял 2-й канзасский пехотный полк в контратаку. Возможно, из неё что-нибудь и вышло путное, если бы не пуля ударившая прямо в сердце генерала. В 9:30 утра он был мёртв.

Карьер и Ивс ‘Смерть генерала Лайона’
Карьер и Ивс ‘Смерть генерала Лайона’

Контратака захлебнулась. Остатки армии Союза поспешили отступить. Конфедераты не стали их преследовать. Не потому, что не хотели, а потому что не могли. На поле боя полегли тысячи солдат. Холм, где держали оборону войска Лайона, получил название Кровавого.

Сражение у ручья Вилсона стало тяжелой победой для сторонников рабства. Они сумели разбить армию Союза и таким образом на некоторое время взять верх. Лайон стал первым погибшим в Гражданской войне генералом. Но конфедераты потеряли огромное число солдат. Причем, не только убитыми и ранеными, но и рассеянными внезапной атакой.

По косвенным данным в этом бою в армии Прайса сражались многие в будущем прославленные персонажи. Там был Уильям Кларк Квантрил, учитель, ставший самым грозным командиром герильи, 3 года наводившей ужас на сторонников Союза в Миссури. Простым добровольцем в битве участвовал Коул Янгер, происходивший из зажиточной рабовладельческой семьи. Рядом с ним сражался восемнадцатилетний Фрэнк Джеймс, старший брат Джесси Джеймса, вместе с которым они впоследствии создали самую известную банду на Диком Западе.

Штат Миссури быстро окунулся в кровавые волны Гражданской войны. С каждым годом жестокость насилия только нарастала. Бойня, сначала затронувшая лишь солдат и добровольцев, вскоре коснулась всех жителей штата. Только беспощадным ужасом пожаров, пыток и убийств Миссури очистился от рабства.

(с) Свен Железнов

P.S. Монетизация канала отключена Дзеном. Если вы хотите мотивировать автора писать больше статей, можно сделать донат на Биткойн кошелек 38Lu21QkqAxr1QBf5jNcNmvm7UJSdMXTvg или получить реквизиты для перевода средств, написав приватное сообщение.

Читайте также:

Лица солдат Гражданской войны

Неопознанные солдаты Гражданской войны

Нарушив приказ, он стал героем: случай лейтенанта Лемуэля Крокера

Кто подставил президента?

Американский бунт - бессмысленный и беспощадный: Балтиморское кровопускание

Президент бежал в женском платье