Эле́гия (греч. ελεγεια - жалоба) - камерное музыкальное произведение задумчивого, печального характера.
Бывают фильмы, которые не требуют особо пристального художественного анализа. Отчасти потому, что они не слишком хорошо ему поддаются. Например фильмы "роуд-муви", которые фактически являются довольно абстрактной дорожной элегией, простой и сложной одновременно.
Сегодня поговорим о таком фильме-путешествии. "Париж, Техас" (1984) Вима Вендерса. Эта кинодрама - очередная выполненная задача режиссёра по эклектике жанра и его попытка изобрести для кино новую формулу. Этот фильм может быть вам абсолютно понятен или совершенно непонятен, но он точно из тех, которые даже спустя годы будут вспоминаться вами в ярком тёплом цвете.
Итак, к сюжету.
Трэвис Хендерсон (Гарри Дин Стэнтон) идёт по дороге. Откуда, куда и как долго - он не помнит. Но он точно помнит, что у него когда-то были жена и сын. Выглядит путник как бродяга, он измождён, обессилен и испытывает сильную жажду. В одном придорожном кафе мужчина падает в обморок, и его забирают в местную больницу. Врач находит среди вещей больного визитку и сообщает по указанному телефону о происшествии. Практически сразу за Трэвисом приезжает его брат Уолт (Дин Стокуэлл).
Оплатив медицинские услуги Трэвиса, брат узнаёт от доктора, что на теле пациента имеются множественные следы от старых ожогов, он страдает потерей памяти и сильными мигренями. Все это для Уолта является потрясением. Ведь Трэвис пропал четыре года назад. Где он находился и чем занимался ни Уолт, ни его жена Энн (Аврора Клеман) не знали до сих пор.
О том, что произошла какая-то беда Хендерсоны поняли когда увидели на пороге своего дома сына Трэвиса, трёхлетнего Хантера (Хантер Карсон). Он был совершенно один, без мамы и папы. С тех пор мальчик так и остался жить у родных тёти и дяди, называя мамой и папой этих замечательных людей. Трэвиса и его жену Джейн (Настасья Кински) поискали и не нашли ни каких следов. Впрочем, один след всё же имелся - финансовый. Каждый год в один и тот же день малыш Хантер получал деньги на свой счёт, открытый его мамой.
Значит, её можно найти. И вот вновь обретённый отец со своим уже почти восьмилетним сыном едут искать маму. Трэвис вспоминает, что он когда-то купил участок земли для своей семьи. Настоящий Париж, только в штате Техас. Волшебное место - сплошная пустыня на много-много миль в разные стороны. Там он хотел строить дом для своей семьи, которую любил больше всего на свете.
Маму нашли быстро. Но вот приблизиться к ней сразу не смогли - мешало стекло кабинки пип-шоу. Ну, знаете, были такие заведения в доинтернетовскую эпоху, где можно поговорить с девушкой или даже попросить ее раздеться, но только через стекло, причем она не увидит клиента. И Трэвис поговорил с Джейн...
"Поговорите со мной, сэр. Я умею слушать." И Трэвис заговорил. Потом стала говорить Джейн. И это был такой разговор, от которого просто всё сжимается внутри от напряжения. Но это не тоска, нет. Какое-то светлое чувство с оттенком сожаления, но без горечи. В один момент захотелось попросить их остановиться - пусть отдохнут. Я и сама решила прерваться и сделать паузу. Но она была недолгой - уж очень хотелось узнать судьбу Хантера.
Уверена, вам тоже захочется ее узнать. Как и то, откуда у Трэвиса ожоги, почему он потерял память и будет ли семья снова вместе. И уж конечно, вам интересны причины, по которым Хантер оказался у родственников, Трэвис - на дороге, а Джейн - за стеклом. Если да, то вам повезло. Вы сможете отправиться в это долгое путешествие в Париж, что в штате Техас, вместе с нашими героями, охватив всю полноту их переживаний. А в финале вы поймете, что только что вам рассказали настоящую притчу о дороге, с которой можно однажды сойти и на которую всегда можно вернуться.
Искатели смысла здесь его обязательно найдут. Ценители атмосферы, творческие люди в поиске вдохновения, тонкие натуры - это тоже ваш фильм. Смотрите и впитывайте идеи. Особенно, если вы имеете созидательное хобби или просто любите мечтать. Известно, что для многих музыкантов "Париж, Техас" стал культовым кино. И это неудивительно, ведь весь фильм - всю дорогу - звучит потрясающая гитара Рэя Кундера. Неверно: она не звучит, а живет в нем. Весь фильм слышится настоящая элегия долгой дороги - не Массне.
Сама кинодрама была гениально снята на стыке природы и цивилизации. Операторская работа и визуализация этого фильма удивляют уже почти сорок лет. И ведь никаких спецэффектов, фильтров и прочего неживого.
Даже если это все пройдет мимо вас, то актерскую игру вы оцените обязательно. Потому что в этом кино она созвучна ритмам сердца. А маленький Хантер - просто чудо какое-то.
Итак, вы уже поняли, что это один из моих любимых фильмов на сегодняшний день, который я рекомендую посмотреть всем, имеющим глаза и уши и два с половиной часа времени. Рекомендую вам разделить эту таблетку на два приема. И предупреждаю сразу - финал вас не обрадует, но успокоит и стабилизирует. Это драма жизни, а не человеческая трагедия.
Фильм имеет десяток или более престижных наград и номинаций. Но все они европейские. В Америке кино об Америке не оценили. Удивило...
А у меня на сегодня все.
Читайте хорошее, смотрите лучшее.
И помните: прежде чем отправляться в дорогу, оставьте лайк и отзыв.