Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

Роуд-муви - дорожная элегия, совсем не Массне

Эле́гия (греч. ελεγεια - жалоба) - камерное музыкальное произведение задумчивого, печального характера.

Бывают фильмы, которые не требуют особо пристального художественного анализа. Отчасти потому, что они не слишком хорошо ему поддаются. Например фильмы "роуд-муви", которые фактически являются довольно абстрактной дорожной элегией, простой и сложной одновременно.

Сегодня поговорим о таком фильме-путешествии. "Париж, Техас" (1984) Вима Вендерса. Эта кинодрама - очередная выполненная задача режиссёра по эклектике жанра и его попытка изобрести для кино новую формулу. Этот фильм может быть вам абсолютно понятен или совершенно непонятен, но он точно из тех, которые даже спустя годы будут вспоминаться вами в ярком тёплом цвете.

Итак, к сюжету.

Изображения - интернет
Изображения - интернет

Трэвис Хендерсон (Гарри Дин Стэнтон) идёт по дороге. Откуда, куда и как долго - он не помнит. Но он точно помнит, что у него когда-то были жена и сын. Выглядит путник как бродяга, он измождён, обессилен и испытывает сильную жажду. В одном придорожном кафе мужчина падает в обморок, и его забирают в местную больницу. Врач находит среди вещей больного визитку и сообщает по указанному телефону о происшествии. Практически сразу за Трэвисом приезжает его брат Уолт (Дин Стокуэлл).

-2

Оплатив медицинские услуги Трэвиса, брат узнаёт от доктора, что на теле пациента имеются множественные следы от старых ожогов, он страдает потерей памяти и сильными мигренями. Все это для Уолта является потрясением. Ведь Трэвис пропал четыре года назад. Где он находился и чем занимался ни Уолт, ни его жена Энн (Аврора Клеман) не знали до сих пор.

О том, что произошла какая-то беда Хендерсоны поняли когда увидели на пороге своего дома сына Трэвиса, трёхлетнего Хантера (Хантер Карсон). Он был совершенно один, без мамы и папы. С тех пор мальчик так и остался жить у родных тёти и дяди, называя мамой и папой этих замечательных людей. Трэвиса и его жену Джейн (Настасья Кински) поискали и не нашли ни каких следов. Впрочем, один след всё же имелся - финансовый. Каждый год в один и тот же день малыш Хантер получал деньги на свой счёт, открытый его мамой.

Значит, её можно найти. И вот вновь обретённый отец со своим уже почти восьмилетним сыном едут искать маму. Трэвис вспоминает, что он когда-то купил участок земли для своей семьи. Настоящий Париж, только в штате Техас. Волшебное место - сплошная пустыня на много-много миль в разные стороны. Там он хотел строить дом для своей семьи, которую любил больше всего на свете.

-3

Маму нашли быстро. Но вот приблизиться к ней сразу не смогли - мешало стекло кабинки пип-шоу. Ну, знаете, были такие заведения в доинтернетовскую эпоху, где можно поговорить с девушкой или даже попросить ее раздеться, но только через стекло, причем она не увидит клиента. И Трэвис поговорил с Джейн...

-4

"Поговорите со мной, сэр. Я умею слушать." И Трэвис заговорил. Потом стала говорить Джейн. И это был такой разговор, от которого просто всё сжимается внутри от напряжения. Но это не тоска, нет. Какое-то светлое чувство с оттенком сожаления, но без горечи. В один момент захотелось попросить их остановиться - пусть отдохнут. Я и сама решила прерваться и сделать паузу. Но она была недолгой - уж очень хотелось узнать судьбу Хантера.

-5

Уверена, вам тоже захочется ее узнать. Как и то, откуда у Трэвиса ожоги, почему он потерял память и будет ли семья снова вместе. И уж конечно, вам интересны причины, по которым Хантер оказался у родственников, Трэвис - на дороге, а Джейн - за стеклом. Если да, то вам повезло. Вы сможете отправиться в это долгое путешествие в Париж, что в штате Техас, вместе с нашими героями, охватив всю полноту их переживаний. А в финале вы поймете, что только что вам рассказали настоящую притчу о дороге, с которой можно однажды сойти и на которую всегда можно вернуться.

-6

Искатели смысла здесь его обязательно найдут. Ценители атмосферы, творческие люди в поиске вдохновения, тонкие натуры - это тоже ваш фильм. Смотрите и впитывайте идеи. Особенно, если вы имеете созидательное хобби или просто любите мечтать. Известно, что для многих музыкантов "Париж, Техас" стал культовым кино. И это неудивительно, ведь весь фильм - всю дорогу - звучит потрясающая гитара Рэя Кундера. Неверно: она не звучит, а живет в нем. Весь фильм слышится настоящая элегия долгой дороги - не Массне.

-7

Сама кинодрама была гениально снята на стыке природы и цивилизации. Операторская работа и визуализация этого фильма удивляют уже почти сорок лет. И ведь никаких спецэффектов, фильтров и прочего неживого.

Даже если это все пройдет мимо вас, то актерскую игру вы оцените обязательно. Потому что в этом кино она созвучна ритмам сердца. А маленький Хантер - просто чудо какое-то.

-8

Итак, вы уже поняли, что это один из моих любимых фильмов на сегодняшний день, который я рекомендую посмотреть всем, имеющим глаза и уши и два с половиной часа времени. Рекомендую вам разделить эту таблетку на два приема. И предупреждаю сразу - финал вас не обрадует, но успокоит и стабилизирует. Это драма жизни, а не человеческая трагедия.

-9

Фильм имеет десяток или более престижных наград и номинаций. Но все они европейские. В Америке кино об Америке не оценили. Удивило...

А у меня на сегодня все.

Читайте хорошее, смотрите лучшее.

И помните: прежде чем отправляться в дорогу, оставьте лайк и отзыв.