Найти тему

Тревога по Тиллиху


В базовой концепции понятие "бытие" связано с концепцией жизни, ее процесса и становления. Само собой оно формирует свою оппозицию - небытие, включая в себя конечность существования. Есть ощущение, что даже наличие в логике отрицательных высказываний, тоже является следствием небытия. Для нас же важно то, что через осознание чего-то противоположного жизни, мы проявляем чувства тревоги и страха.

"Прежде всего о природе тревоги можно утверждать следующее: тревога – это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия", такое определение дает Пауль Тиллих, представитель направлений экзистенциализма и протестантской теологии. Что это может значит для человека? Все очень просто: через тревогу мы осознаем конечность бытия, ограниченность жизни, что позволяет нам гораздо сильнее ощутить собственное существование.

Страх - феномен чуть более сложный. Если тревога не привязана к конкретным осязаемым вещам, то страх, наоборот, имеет связь с определенными феноменами. На них можно воздействовать, тем самым соучаствуя страху. Мужество же состоит в том, что принять этот процесс, признать конкретный объект, ответственный за эти чувства. Иными словами, страх возможно преодолеть. Истинная экзистенциальная тревога не дает такой возможности, ведь они связана с отсутствием объектов, с небытием, с "ничто".

Можно ли говорить о том, что тревога бывает разной? Да. Сам Тиллих выделяет минимум три ее типа:

- Тревога судьбы и смерти. Наиболее универсальная и неотвратимая. Можно победить страх перед множеством опасностей, даже перед самим фактом смерти. Но все еще остается то, что лежит за ее пределами, непознаваемая бездна небытия. Там кончится не только жизнь, но и осознание собственного Я. Быть может, именно поэтому такая тревога наиболее сильно распространяется в индивидуалистских культурах.

- Тревога пустоты и отсутствия смысла. Здесь Тиллих говорит о том, что человек может потерять связь с духовным и творческим. Можно потерять интерес к участию в таких процесс, созиданию и созерцанию. Можно потерять способность понимать глубокое содержание в культурных ценностях, которое открывает нам собственный духовный путь.

- Тревога вины и осуждения. Человек несет ответственность за свое бытие. Часто мы задаемся немым вопросом: а что мы сделали, кем стали, достигли ли чего-то? Увы, но в этом вопросе есть лишь один судья - сам человек. Но добро и зло оказываются не такими простыми категориями, как и осознание собственной свободы действий. Такие сомнения приводят к тому, что человек стремится преобразовать тревогу вины в нравственные действия.

Все три типа тревоги переплетены между собой. Рано или поздно они могут привести к чему-то более страшному - отчаянью. Это значит, что небытие восторжествовало.

-2