Найти в Дзене

Коллективизация И. Сталина в советских "кочевых" республиках

Оглавление
В. Молотов, 1928 год.  фото из warblum.ru
В. Молотов, 1928 год. фото из warblum.ru

В начале статьи, отметим тот факт, что несмотря ни на что современное российское общественное сознание до сих пор сильно интересует трудные вопросы отечественной истории, её главные проблемы и главным образом «белые пятна» истории Советского Союза: проблемы личности в историческом процессе, и проблемы рабочего класса и крестьянства, интеллигенции и бюрократизма.

В нашем случае, если вести речь о личности, то надо в первую очередь оценить вклад Иосифа Сталина и тех, кто вместе с ним стоял у руля партии и государства, разобраться в истоках трагического и героического, переплетавшихся в событиях 20-х и 30-х годов ХХ века.

"Октябрь" Иосифа Сталина

В Советском Союзе конец 1929 года был временем обычным для всех советских граждан, но весьма необычным лично для Иосифа Сталина. И он судя по всему, хотел как можно ярче отметить свой 50-летний юбилей, поскольку юбилей Ленина случайно совпал с победоносным завершением гражданской войны, разгромом Колчака, Юденича, Деникина-белых лидеров, и многие коммунисты естественно связывали этот радостный для партии и страны итог вместе с именем Владимира Ленина, и Сталин хотел добиться не менее грандиозной победы, тем самым воити в историю со своим "Октябрём" – коллективизацией.

Об этом сильном желании свидетельствует появление в газете «Правда» от 7 ноября, то есть в день 12-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, статьи Сталина «Год великого перелома», где шла речь о «решающей победе» в деле социалистического преобразования сельского хозяйства. И хотя это была самая настоящая фальсификация фактов, но В. Молотов и Л. Каганович на проходящем в этом же месяце Пленуме ЦК ВКП(б) надавили на его участников, что бы те поддержали идею об окончании коллективизации в короткие сроки. В данной непростой обстановке и появился печально известный тезис о необходимости проведения "оседания" советского кочевого аула на базе коллективизации.

Л. Каганович фото из ria.ru
Л. Каганович фото из ria.ru

Главная цель - социализм

Сделаем небольшое пояснение, кочевой аул и деревня подошли к коллективизации в разной степени готовности. Деревня стартовала с рубежа капиталистического развития, то отправной точкой кочевого аула был феодализм. Но их совместной конечной целью развития был социализм. И как показал ход истории, существующая между ними разница в целую историческую формацию наложила свой отпечаток на весь изобиловавший весьма драматичными моментами процесс строительства новой жизни в советских «кочевых» республиках.

По своей сути идея оседания на базе коллективизации представляла собой совокупность двух разноплановых процессов: перехода от кочевого образа жизни к оседлому и переход от индивидуальной формы хозяйствования к коллективной. Напомним, что всё то что касается создания колхозов как разновидности социалистической формы, то оно в своих основных чертах опиралось на ленинское учение о кооперировании крестьянства.

В свою же очередь, теоретических разработок путей и форм соединения оседания с коллективизацией, как говориться «в природе не существовало». И соответственно такой сложнейший процесс не имел теоретической основы. Данная ситуация затронула собственно всех тех, кто в это время переходил от кочевого к оседлому образу жизни, в том числе Бурятию, Калмыкию, Казахстан, Киргизию, Туркмению, Узбекистан.

Тут же возник главный вопрос-под силу ли всё было Л. М. Кагановичу, которому Сталин поручил ведение координацию дел в сельском хозяйстве? Ведь сам Каганович был известен как человек «звёзд с неба не хватающий», и только волей судьбы и Сталина, попавший в число избранных вершивших дела партии и государства...