Карена Даллакяна уже знает вся Россия и это не только из-за его поездки в Мариуполь. Известность он приобрел достаточно давно. Он ветеринарный врач из Челябинска. Основатель единственного на Урале и в Сибири приюта для диких животных “Спаси меня”. Его приют помогает не просто животным, а настоящим опасным хищникам - тиграм, львам, пумам, рысям и другим диким животным.
Карен Даллакян получил по-настоящему доброе прозвище среди зоозащитников, любителей животных и просто неравнодушных людей. Его ласково называют “Армянский доктор Айболит”. Даже знаменитая актриса и защитница животных Бриджит Бордо заинтересовалась судьбой челябинского Фонда зоозащиты, который основал Карен Даллакян.
Когда в апреле этого года на фоне специальной военной операции в интернете появилось огромное количество фейковой информации о том, что животные в зоне конфликта сбежали из разбитых зоопарков Донбасса, Карен Даллакян отправился с командой в Мариуполь, чтобы разобраться в ситуации и понять, как и чем его фонд и он сам может помочь. У основателя приюта для диких животных “Спаси меня” после бесед с людьми из Мариуполя не оставалось никаких сомнений, что там нужна его помощь.
Очень своевременной помощью оказались генераторы, потому что мясо для хищников требуется в большом объеме, а без должного хранения его нельзя запасти и сохранить свежим. Генераторы нужны не только для работы холодильников, но и для обогрева вольеров экзотических животных - обезьян, попугаев и многих других. Эти звери очень теплолюбивы и могли бы просто погибнуть.
Также очень нужны были строительные материалы - в основном, металл и сварочный аппарат. Очень большой проблемой стало то, что при бомбардировках пострадало большое количество вольеров. Некоторые животные погибли, а те, что остались живы, нуждались в новом доме. Их поместили в вольеры, которые не предназначены для них, просто другого выхода у хозяев не было, животные могли сбежать на улицы города. По размеру вольеры были очень маленькие, три или четыре льва не могут уживаться в одном тесном пространстве. Фактически, нужда была не в корме, не в медикаментах, как ожидалось, а в первую очередь, в строительных материалах. Именно эти необходимые материалы доставил Карен Даллакян со своими единомышленниками в мариупольский зоопарк.
Но только помощью диким животным ветеринар не ограничился. Когда Карен приехал в Мариуполь и стал помогать в зоопарке, то к нему начали подходить обычные люди - хозяева домашних животных. Они просили помощи не для себя, а для своих питомцев или питомцев своих соседей, которые уехали или погибли. Люди забирали оставшихся без хозяев животных к себе домой, если даже никогда не держали питомцев до специальной военной операции. Просто не могли оставить беззащитных существ на произвол судьбы. Тогда Карен Даллакян понял, что будет помогать не только зоопаркам, но и домашним животным мирных жителей города.
Вторая гуманитарная поездка в Мариуполь была организована, чтобы привезти четыре тонны корма для животных. Его раздавали хозяевам питомцев, которые нуждались в нем. За помощью мог обратиться каждый. В гуманитарную помощь вошли не только корма для домашних зверей, но и сено, которое необходимо некоторым животным зоопарка, ведь его запасы просто-напросто сгорели во время бомбежек. В апреле, когда начала прорастать трава, такой необходимости уже не было, но трудный период для парнокопытных помогла пережить та помощь, которую доставил фонд “Спаси меня” и другие неравнодушные люди.
К сожалению, в мариупольском зоопарке многие животные погибли - верблюды, страусы, олени. Но благодаря этим погибшим животным смогли выжить хищники. В глазах выживших животных Карен Даллакян видел страх. В зоопарке отчетливо видны следы разрушений и пожаров: сгоревшая машина, разбитое здание, воронки от снарядов, разбитые стекла. Это все очень пугает животных. Они находятся в состоянии стресса. Но Карен Даллакян как опытный ветеринар и зоозащитник точно знает, что любовь, забота, кормление, родные запахи помогают диким зверям пережить все это, остаться почти здоровыми. Некоторые из них даже стали приносить здоровое потомство, несмотря на общую сложную обстановку.
«Очень важно, что рядом с животными остался директор зоопарка, ведь, он им, как папа или мама. Когда мы с директором прошлись по зоопарку мимо всех вольеров, то я увидел, как они бегут к нему - к папе, он для них вожак. Сначала в их глазах был страх, но когда они видели его, то их глаза менялись - в них были радость и счастье, что эти страшные времена, когда все взрывается, для них позади», - делится ветеринар с нескрываемой улыбкой.
Сам Карен большое внимание уделил координации и мониторингу нужд. Он выстраивал логистику так, чтобы доставка помощи не была слишком затратной. Основным местом, откуда доставлялась помощь, был Ростов. Там находится склад волонтерского движения “Мы вместе”, общероссийского народного фронта, МЧС.
Ветеринар считает, что сейчас крайне важно не верить фейковой информации и, самое главное - оставаться людьми. В Мариуполе он заметил, что люди, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию и нехватку еды, очень гуманно относятся к оставленным и брошенным животным на улицах - к кошкам и собакам. В одну из поездок Карен Даллакян разговаривал с жителем Мариуполя - заводчиком голубей. Мужчина был сам голодный, но заботился вовсе не о себе, он искал пшеницу, чтобы накормить своих птиц. Купить ее в городе было просто невозможно. Карен с помощью других волонтеров помог найти ему корм.
Карен Даллакян искренне радуется тому, что даже в такие сложные времена люди в Мариуполе не забывают о своих меньших братьях, спасают, кормят, подбирают оставшихся без крова животных. Мужчина уверен, что дикие и домашние звери все понимают и чувствуют, как люди. Он рассказывает, как видел кошку, которая сидела на руинах квартиры на 3 этаже. Она мяукала, даже можно сказать кричала - звала своих хозяев. Домашние животные очень преданны и отвернуться от них просто невозможно.
Особенное, благодарное отношение к животным в Мариуполе еще и из-за того, что когда были бомбежки, не было электричества, животные грели своих хозяев. Один из российских волонтеров рассказывал, как в семье было несколько собак и они делили их с соседями, чтобы не околеть от холода в подвалах в марте. Люди ели сами и тут же делили свою еду с животными, чтобы они выжили. Эта благодарность ценой в спасенную жизнь. Большинство жителей разрушенного города готовили еду на улице на костре. Животные приходили и люди просто не понимали, как можно не покормить живое существо, когда на тебя смотрят голодные глаза.
Не всех животных оставили хозяева, некоторые из них потерялись, когда бежали от страшных звуков выстрелов и взрывов. Карен сам все это видел, когда он был в одной из поездок, тогда все еще продолжались перестрелки. Мирные жители рассказывают, что большое количество домашних питомцев ушло в леса, за город. Но они обязательно вернутся к своим домам, только уже к руинам. Поэтому волонтеры из местных жителей стали собирать информацию - фотографировать потерянных зверей и выкладывать информацию в социальных сетях. Они надеются, что хотя бы часть домашних животных снова обретет дом или вернется к своим старым хозяевам.
Карен Даллакян считает, что любые военные действия - эта катастрофа, в том числе и экологическая, поскольку это развалины, убитые жители, бездомные животные, голодные хищники, которые будут охотиться на других животных. Чтобы помочь братьям меньшим в городе, Карен нашел волонтеров, которые сообщали, в каких местах есть скопление животных, за которыми следят люди. Это было нужно, чтобы оказывать адресную помощь. В первую очередь, старались помогать именно тем, кто массово приютил у себя животных и ухаживает за ними. Ведь была вероятность того, что пришедший за кормом человек, может поменять его на что-то другое.
Историй за поездки Карена Даллакяна было много - и хороших и очень грустных. Карен вспоминает страшную историю о питомнике - там содержались немецкие овчарки. Когда украинские войска отступали, то убили всех собак. На вопрос: “за что?” ветеринарный врач так и не смог получить ответа. Для него, как для зоозащитника и просто хорошего человека - это большая боль. Но больше, конечно, добрых и трогательных историй. Мужчина рассказывает, как к нему подошла женщина и спросила, чем можно кормить шиншиллу - она осталась от соседей. Ветеринар помог женщине - все рассказал и передал один из тюков сена, которые привезли в зоопарк. Оказалось, что шиншилл можно кормить даже сеном и крупами. Была и другая трогательная история: Карен стоял возле церкви и к нему подошел молодой человек лет шестнадцати, транспорт тогда не ходил и он пришел пешком за консультацией. В его семье есть кошка - она больна. Парень хотел узнать, как ей можно помочь, какие лекарства искать в Крыму, чтобы его друзья могли их отправить. Это был апрель и люди только начали выходить из подвалов, как-то собираться с силами и начинать свою новую жизнь, но заботились не только о себе, но и о тех, кто долгие годы жил в их семьях - о своих животных.
Помощь по спасению животных оказывали и военные. Когда обнаружили на одном из заводов медведя, который не ел и не пил почти месяц, то приняли решение, что помощью будут заниматься военные, ведь вокруг еще гремели взрывы. Заходить в ту зону города было опасно. От ветеринара потребовалось только составить рацион для животного, которое было очень сильно истощено. Медведь выжил только благодаря природной особенности накапливать жир перед спячкой. Другое животное в такой ситуации не выжило бы. Местные специалисты эвакуировали мишку в безопасное место и передали его в другой зоопарк.
Карен Даллакян уверен, что никакие военные действия, жестокость и ужас не убьют в человеке человечность. Когда ветеринар рассказывает все эти истории, то говорит, что у него до сих пор бегут мурашки. Люди делятся не только своими воспоминаниями и болью, но и рассказывают, как вместе с животными скрывались в подвалах, как щенки от страха прятались за пазуху. Это не может не тронуть сердце. Карен очень рад, что весь этот ужас, который пережили люди и животные, заканчивается, что начнется мирная жизнь для всех.
Поедет ли туда Карен Даллакян еще раз? Он отвечает утвердительно. Сейчас в Мариуполе работает штаб помощи животным и если такая необходимость будет, то, конечно, он приедет, чтобы помочь. Ведь, не откликнуться на чужую беду гораздо страшнее любых военных действий.