Найти тему
Вся ТВЕРЬ

В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта

Тверской городской музейно-выставочный центр приглашает на выставку цветных литографий «Вероломство образов» Рене Магритта. И хоть вероломство является сознательным обманом чужого доверия, имея несильно позитивную коннотацию, в каждой из пяти десятков представленных работ зритель увидит только то, что захочет сам. Магритт на том и стоял. Красота в глазах смотрящего, которому предстоит разгадать предложенные ребусы.

В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта
В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта

Предлагаемые зрителю литографии собирались на протяжении четырех лет из частных европейских коллекций. Искусствоведы склонны считать, что в наши дни ни одно из отечественных собраний не обладает живописными работами Магритта. Получается, что тверской зритель находится в привилегированном положении, имея возможность насладиться большой подборкой литографий прославленного бельгийца. 

Многие наверняка хоть раз встречались с его работами или их изобразительными парафразами, но не догадывались, что знакомятся с творчеством остроумного интеллектуала. У него тщательно выписанная курительная трубка вовсе не трубка, как яблоко не яблоко. Ночная улица мирно дремлет под ясным дневным небом. Загадочный джентльмен в котелке, чье лицо скрывает зеленое яблоко, то ли отрешился от мира, сосредоточившись на своих желаниях, то ли это сам зритель не видит ничего другого, кроме  важных ему объектов влечения, запечатленных в спелом фрукте. 

Магритт, ловко играющий с миром зримого и незримого, вел для творца, прямо скажем, скучнейший образ жизни. Дело не в достатке, а палитре впечатлений, который мог бы подарить многообразный мир путешествий. Художник себя в этом сознательно ограничил. Он не любил путешествовать. Творил на кухне своего бельгийского домика, отрываясь от мира парадокса работ лишь затем, чтобы отобедать. Война войной, а обед по расписанию. В этом его можно поддержать.

В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта
В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта

Поразительно, но на своих работах при жизни он почти ничего не заработал. Преуспел в рекламе.Спутницей на всю жизнь, протяженностью почти в семь десятков лет, стала прекрасная Жоржетта. Именно она посвятила 19 лет своей жизни, чтобы подготовить несколько серий литографий работ супруга. Она хотела, чтобы с его изобразительными парадоксами логики знакомилось как можно больше людей. Сама и приумножила его славу. 

Многие его работы содержат в различных вариациях образы джентльмена в котелке, неба в разнообразных его оттенках, птиц.
«Сын человеческий» предстает перед зрителем именно тем самым джентльменом в котелке, лицо которого для зрителя затмевает зеленое яблоко, висящее в воздухе. Символизирующее то ли плод познания, то ли средоточие желаний, затмевающее все прочее мирское. Быть может, автор так играет со зрителем, для которого то самое яблоко является символом всех его желаний, сужая коридор восприятия действительности.

В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта
В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта

Человек в котелке у Магритта никогда не показывает зрителю своего лица. У него вообще многие изображенные скрывают лица. Нередко тканью, реже цветами. Искусствоведы склонны считать, что Магритт обезличивал своих персонажей под влиянием потрясения, пережитого в подростковом возрасте. 

Когда будущему художнику исполнилось 13 лет, его мать была найдена утопленной. Лицо скрывала белая сорочка. Говорят, что сам Магритт отрицал влияние произошедшего на творчество, сторонясь разговоров о том. 

Однако сегодня его «Влюбленные» неискушенного зрителя могут даже испугать. Лица обоих укутаны белоснежной тканью. Пара производит двойственное впечатление. Закрытые лица заставляют смотрящего думать о том, что под покрывалом скрыты уже неживые люди. Одновременно с этим, между мужчиной и женщиной теплота, нежность и гармония, что уж никак не говорит о смерти. При наличии такой гармонии уже и неважно, двое на лицо.

В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта
В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта

«Великая война» Магритта зрителю подана прекрасной дамой в белоснежном платье безупречной посадки. Тут снова нет лица незнакомки. Автор же внимательному созерцателю дает возможность увидеть, что выступающие из-под букетика черты лица не свежи. Кожа имеет зеленоватый, мертвецкий оттенок. Искусствоведы полагают, что эта работа художника – предостережение. Он, переживший за свой век сразу две войны, знал, что именно привлекательные посулы борьбы за будущее процветание очаровывают, но если сорвать букетик с лица, таким ли прекрасным оно будет.

В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта
В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта

Заигрывание со смыслами – визитная карточка Магритта. «Вероломство образов» обескураживает. Безупречно выписанная трубка для раскуривания табака на белом фоне снабжена надписью «Это не трубка». Очередное вероломство. И ведь действительно перед уважаемым зрителем не трубка, а только ее образ. 

Вот и мужчина в котелке снова перед зрителем. Он рассыпался в «Голконде» бесчисленным количеством, казалось бы, идентичных образов, однако ж каждый из подвешенных в воздухе имеет свою идентичность. Что они символизируют? Хотел бы знать каждый. Однако по Магритту тайна магического в искусстве ничего не значит, поскольку тайна непознаваема. 

«Чувствительная струна» для зрителя заключена в бокале для шампанского, который венчает пушистое облако. Говорят, что Магритт эту работу подарил супруге в знак примирения после интрижки с одной эпатажной барышней.

Облака и небо удивят зрителя и в «Империи света». Сначала и не поймешь, что именно в сюжете заставляет всматриваться в дремлющую брюссельскую улицу. Спустя время придет понимание, что работа привлекает тем, что в ней воедино сошлось то, что одномоментно не существует в одном месте – день и ночь.

В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта
В Твери зрителя приглашают окунуться в мир сознательного обмана Рене Магритта

В экспозиции представлены литографии и тех картин, которые продублированы в качестве фресок в бельгийском казино Кнокер-Хейст. Магритту владелец заказал расписать один из залов своими работами. Эскизы согласовали, но на их визуализацию художник не растрачивал себя. На объекте появился дважды. Первый раз, когда демонстрировал наемным художникам слайды с изображениями работ. Второй раз, чтобы смешать краски для своего фирменного цвета неба. На открытие казино, в котором по его работам появились фрески площадью 70 квадратных метров, он так и не явился. Поговаривают, не удостоил церемонию вниманием, не сговорившись с владельцем казино о цене работы. 

21 ноября автору внешне простых и лаконичных, но таких притягательных работ исполнилось бы 124 года. 

Возрастное ограничение: 6+.