Найти в Дзене

Значение игры для детей дошкольного возраста

Оглавление

Для всех родителей важной целью является развитие своего ребенка. Многие родители еще в дошкольном возрасте записывают ребенка сразу в несколько кружков или спортивных секции. Т.е. родитель считает, чем больше он вкладывает в своего ребенка в детстве, тем быстрее ребенок развивается. В этом есть смысл, но важно дозировать нагрузку и подбирать занятия для детей в соответствии с возрастом и физическими возможностями.

В данной статье мы обратимся к дошкольному возрасту, ведь именно в дошкольном детстве происходит приобщение ребенка к миру предметов и к миру взрослых людей.

Для детей дошкольного возраста одним из главных способов развития служит игра. Обратите внимание, что до трех лет ребенок играет в песочнице сам, т.е. ему не важно окружение, у него нет интереса к взаимоотношению с окружающими людьми. Ребенок привязан только к своему значимому взрослому. Но, уже с трех лет важно формировать у ребенка интерес к окружению, именно игра будет одним из способов развития данного интереса.

Рассмотрим два вида игр, которые имеют важное значение в дошкольном возрасте:

  1. Символическая моделирующая игра. У ребенка происходит формирование символической модели. Например: ребенок моет посуду. Суть: ребенок просто хочет быть как мама.
  2. Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры имеет особое значение к пяти годам. Ребенок любит изображать героев мультфильмов, переодеваться, наряжаться, играть спектакли и др. Наблюдая за ребенком в процессе игры, родитель может понять сферу интересов своего ребенка, его эмоциональное состояние, как ребенок себя ощущает в социуме, контекст его психики (важно обратить внимание, главного персонажа выбирает ребенок или кого-то незначительного).

Что игра развивает в психике ребенка:

  1. Мотивационно-потребительскую сферу. Ребенок после игры может захотеть посмотреть сказку, мультфильм, попросить прочитать ему книгу именно на ту тему, на которую была продумана игра.
  2. Развитие произвольности психических процессов. Игра позволяет уговорить ребенка сделать то, что он делать изначально отказывался. Например: ребенок не хочет обедать. Если мама заставляет, то это приводит к еще более негативной реакции, к слезам, протестам. Если мама включится в процесс, т.е. организует обед через игру, то отношение ребенка к ситуации поменяется. Именно игра позволяет сделать то, что изначально ребенок не хотел.
  3. Развитие идеального плана. Игра позволяет выстроить план действий, что способствует развитию памяти, мышления, логики. Т.е. ребенок выстраивает план «я это делаю для…» или «я это делаю потому что…».
  4. Преодоление познавательного эгоцентризма. Ребенок ставит себя на место другого, происходит преодоление определенных привычек и трудностей по собственному желанию. Например: «Я делаю все как мой герой». Исполнение роли способствует изменению поведения, учит поступать правильно, концентрирует на определенных и последовательных действиях, развивает чувствительность, саморегуляцию.

При выборе игры важно понимать, что в игре ребенок формируется как личность, у ребенка развиваются память, внимание, творческие способности, воображение. Игра приобщает к дисциплине и оказывает прямое влияние на будущие успехи ребенка в учебной и трудовой деятельности.

М.В. Плеханова