Для всех родителей важной целью является развитие своего ребенка. Многие родители еще в дошкольном возрасте записывают ребенка сразу в несколько кружков или спортивных секции. Т.е. родитель считает, чем больше он вкладывает в своего ребенка в детстве, тем быстрее ребенок развивается. В этом есть смысл, но важно дозировать нагрузку и подбирать занятия для детей в соответствии с возрастом и физическими возможностями.
В данной статье мы обратимся к дошкольному возрасту, ведь именно в дошкольном детстве происходит приобщение ребенка к миру предметов и к миру взрослых людей.
Для детей дошкольного возраста одним из главных способов развития служит игра. Обратите внимание, что до трех лет ребенок играет в песочнице сам, т.е. ему не важно окружение, у него нет интереса к взаимоотношению с окружающими людьми. Ребенок привязан только к своему значимому взрослому. Но, уже с трех лет важно формировать у ребенка интерес к окружению, именно игра будет одним из способов развития данного интереса.
Рассмотрим два вида игр, которые имеют важное значение в дошкольном возрасте:
- Символическая моделирующая игра. У ребенка происходит формирование символической модели. Например: ребенок моет посуду. Суть: ребенок просто хочет быть как мама.
- Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры имеет особое значение к пяти годам. Ребенок любит изображать героев мультфильмов, переодеваться, наряжаться, играть спектакли и др. Наблюдая за ребенком в процессе игры, родитель может понять сферу интересов своего ребенка, его эмоциональное состояние, как ребенок себя ощущает в социуме, контекст его психики (важно обратить внимание, главного персонажа выбирает ребенок или кого-то незначительного).
Что игра развивает в психике ребенка:
- Мотивационно-потребительскую сферу. Ребенок после игры может захотеть посмотреть сказку, мультфильм, попросить прочитать ему книгу именно на ту тему, на которую была продумана игра.
- Развитие произвольности психических процессов. Игра позволяет уговорить ребенка сделать то, что он делать изначально отказывался. Например: ребенок не хочет обедать. Если мама заставляет, то это приводит к еще более негативной реакции, к слезам, протестам. Если мама включится в процесс, т.е. организует обед через игру, то отношение ребенка к ситуации поменяется. Именно игра позволяет сделать то, что изначально ребенок не хотел.
- Развитие идеального плана. Игра позволяет выстроить план действий, что способствует развитию памяти, мышления, логики. Т.е. ребенок выстраивает план «я это делаю для…» или «я это делаю потому что…».
- Преодоление познавательного эгоцентризма. Ребенок ставит себя на место другого, происходит преодоление определенных привычек и трудностей по собственному желанию. Например: «Я делаю все как мой герой». Исполнение роли способствует изменению поведения, учит поступать правильно, концентрирует на определенных и последовательных действиях, развивает чувствительность, саморегуляцию.
При выборе игры важно понимать, что в игре ребенок формируется как личность, у ребенка развиваются память, внимание, творческие способности, воображение. Игра приобщает к дисциплине и оказывает прямое влияние на будущие успехи ребенка в учебной и трудовой деятельности.