Иллюстратору Ивану Сергеевичу Кускову посвящаю не пост, а целую статью. Слишком удивительный человек со странно-мрачной судьбой. Слишком о многом хочется рассказать. Да и иллюстрации его к "Трём мушкетерам" (а статья эта в рамках цикла об Александре Дюма) отличаются в зависимости от года издания книги... Но обо всём по порядку.
Родился художником
Родился Кусков в 1927 году (а умер в 1998).
Маленький Иван стал рисовать так рано, что затруднялся вспомнить во взрослом возрасте, сколько же ему тогда было лет. В школе о его склонности к живописи знали все. Кускова называли "природным феноменом,...который уже в колыбели скреб перышком иллюстрации к “Трем мушкетерам”."
Во всяком случае, в фонде музея хранятся работы, выполненные юным художником в девять лет.
Слава и поклонники
Кусков за свою жизнь сотворил иллюстрации почти к ста книгам. При этом все его работы были четкими, выверенными и полностью соответствовали исторической правде.
Костюмы, детали местности, пейзажи, здания, внутренние убранства, интерьеры — всё было как в те времена.
Очень скоро у художника появились толпы почитателей уже не из числа знакомых. Как было принято в те годы, многие фанаты писали знаменитостям, не надеясь на ответ. Но Иван внимательно читал письма, на многие отвечал. И скоро некоторые из его поклонников превратились в друзей. Согласитесь, это уже достаточно говорит нам о нём как о человеке.
Сердце художника
Всю жизнь Иван Сергеевич прожил в маленькой шестнадцатиметровой коммуналке. На двери своей комнаты он написал цитату из Сен Бева: “Родись, живи, умри все в том же старом доме”. Это стало для него своеобразным девизом.
Комната стоит особого упоминания. Почти все, кто водил знакомство с иллюстратором, обязательно рассказывали о ней. Цитата Сен Бева была не единственной, записанной Кусковым прямо в жилище. Он выделял важные ему мысли. Но основное место занимали, разумеется картины. Его картины. Тиль, Дон Кихот, Айвенго, Майн Рид, Купер, Дюма. Тех, кого он любил, кем зачитывался, чьим произведениям подарил своё собственное виденье, нарисовав иллюстрации. Расписаны в комнате были не только стены, но и потолок.
Картины были своеобразными окнами в совершенно другой мир. Настоящие же окна художник не мыл годами. Интерьер дополняли многочисленные пустые бутылки, которые хозяин не спешил выкидывать.
У Кускова же бутылки были не тарой и не материалом для создания новых форм. Это были именно бутылки и каждая находила свое место. Мерзавчики от коньяка прорастали мелкими побегами среди прочих немыслимых полусломанных сувениров на комоде, увенчанном старинной лампой с самодельным абажуром. Внушительные "огнетушители" от портвейна превращались в пыльные бутыли из-под выпитого в темноте таверны бургундского и укутанные драпировками старых тканей сплетались в натюрморты с поломанной шкатулкой и небрежно брошенным кинжалом. Кроме них присутствовали какие-то графины и фужеры - не то антикварно-хрустальные, не то - купленные вчера в сувенирной лавке.
"Воспоминания о Сергее Кускове и его отце Иване Кускове"
Дмитрий Борко
Но и это не всё. К комнате находились бутафорские шпаги, шляпы, фрагменты костюмов, рога и много странных предметов, которые не все посетители могли опознать.
Впрочем, не удивляйтесь. На время приёма гостей комната тонула в полумраке.
Ну и последняя деталь. В комнате стояла ваза с прахом жены.
"Немногие знали, что в этой каюте два года стояла ваза с прахом жены. Не мог расстаться! Ирина Чижевская (дочь биофизика Чижевского) была его женой недолго (умерла внезапно в 1959), а любовью — на всю жизнь.."
Сергей Цветков
Алкоголь, несчастья, смерть
Прочитав про пустые бутылки вы уже поняли, что у художника были проблемы с алкоголем. Пока я собирала материалы для статьи и читала воспоминания современников Кускова, нашла свидетельства, что у него дома неоднократно заставали личностей, весьма напоминающих пьяных бомжей. Горько это писать, но из песни слова не выкинешь.
А вот как описывает конец жизни Ивана Сергеевича и его сына (Сергея Кускова) в своём дневнике его знакомый художник:
"Жизнь художника Ивана Кускова закончилась трагически. Во времена «перестройки», когда в продаже не было спиртного, он, с каким-то бывшим капитаном дальнего плаванья (я подозреваю, что это был бес в образе капитана) купил и выпил левый спирт. На девять лет, до самой смерти, ослепший Иван Кусков был прикован к постели. Искусствоведа Сергея Кускова вынудили обменять жильё на «золотом километре» Остоженки на Рязанский проспект. После смерти отца он оказался в Краснодарском крае и умер от рака поджелудочной железы в возрасте 53 лет."
Паленая водка обрекла художника на страдания, безвестность, мучения и медленную смерть.
Да будет благословенно искусство, проклята водка, и жива память об иллюстраторе Иване Сергеевиче. Пока мы любуемся его иллюстрациями, он остаётся с нами.
Не получилось у меня коротко. Иллюстрации Кускова к "Трем мушкетерам" (1974, 1976 и 1990 г.) подробно рассмотрим в следующий раз. А пока любуемся творениями Мориса Лелуара и Дениса Гордеева. Полностью подборка по Дюма здесь.
Про художника И.С. Кускова вам рассказывала Есипова Оксана.
В моём тг канале вы найдёте больше иллюстраций. А также анонсы всех статей на разных каналах. А если вы ещё не читали мой мистический детектив "Опасная связь", то по реферальной ссылке вас ждёт скидка 10%. Буду благодарна за подписку на Литрес.
Жду вас ТГ | ВК | ОК | Литрес | Пульс Поддержать автора Бусти