Найти тему
шаликов

Жевательная резинка. История появления в СССР / России

Глава первая

#шаликов
#шаликов

Два предмета обратили на себя наше внимание. Один был маленький, зеленоватый — статуя Свободы. А другой — громадный и нахальный — рекламный щит, пропагандирующий «Чуингам Ригли» — жевательную резинку. С тех пор нарисованная на плакате плоская зеленая мордочка с громадным рупором следовала за нами по всей Америке, убеждая, умоляя, уговаривая, требуя, чтобы мы пожевали «Ригли» — ароматную, бесподобную, первоклассную резинку.

Илья Ильф и Евгений Петров - «Одноэтажная Америка», 1936

фото: Армстронг Робертс, 1940–50
фото: Армстронг Робертс, 1940–50

Во время Второй мировой войны об американской жвачке узнает весь мир. Она входит в паек солдат, и с их подачи «жевать» в послевоенные годы начинают Азия и Европа. Но в то время, как в Америке и Европе дети уже давно избалованы различной жевательной резинкой от «двойной» мяты до баблгама, жвачкой советского ребенка 40–50-х является асфальтовая смола битум (называли гудрон) и эластичные пробки от одеколона.

-3

Важно понимать: Жевательная резинка в СССР запрещена.

Буржуйский «чуингам» — настоящее сокровище для советского человека и вызывающий внимание, западный атрибут, как сигара. Жевание на буржуйский манер — привлечение внимания сотрудников органов, но в то же время — привлекательное поведение среди молодежи. Жующего жвачку на улице с легкостью может задержать патруль. Тем не менее, если удается добыть заветную резинку — она становится супер-валютой, товаром для перепродажи или обмена чего угодно. Даже обертки от жевательных резинок ценятся дороже книг и марок. После войны в Москву и Ленинград приезжают иностранцы: яркие, модные, разноцветные, с дорогими фотоаппаратами. Естественно, при возможности вокруг людей из «другой вселенной» образуется группа мальчишек-попрошаек, выпрашивающих жвачки и мелкие сувениры.

Финские туристы в Ленинграде, 1965
Финские туристы в Ленинграде, 1965
Финские туристы в Ленинграде, 1965
Финские туристы в Ленинграде, 1965
1965
1965

В 1950-е (30 лет страна закрыта от всего мира) все вещи западного производства являются как индикатором капиталистического достатка, так и желаемым атрибутом молодежной субкультуры. Наличие в стране дефицита и отсутствие товаров вынуждает слои населения в поиске «фирменных» товаров прибегать к нелегальным способам их приобретения. Иностранные товары (пластинки, джинсы и жвачку) ввозят в страну контрабандой те, кто по роду деятельности был связан с поездками за границу.

Мир, дружба, жвачка!

Впервые советские граждане пробуют жвачку в 1957 году на VI Всемирный фестивале молодежи и студентов в Москве. Гости фестиваля — 34 000 человек из 131 страны мира. Двухнедельный дружный праздник приходится на середину хрущевской «оттепели» и наполняется атмосферой свободы и душевной открытости. Иностранцы свободно общаются с москвичами и это не преследуется милицией. Официальный лозунг фестиваля гласит: «За мир и дружбу». Именно после этого события в народе появляется крылатая фраза «Мир, дружба, жвачка!»

1957
1957
1957
1957
1957
1957

«Чавкая чуингамом, печатая каучук, за волосы дочь Вьетнама волочит неокучум!»
Андрей Вознесенский, 1967

В 1968 году таллинская кондитерская фабрика “Kalev” (1805) выпускает пробную партию продукта, аналогичного с американской жвачкой (термина «жевательная резинка» еще не существует). Продукт из синтетического каучука получает причудливое название «Тири-ага-тымба» (Tiri-aga-Tõmba), означающее «А ну-ка, потяни». Ассортимент кондитерской продукции фабрики на тот момент составляет более 220 наименований. На каждого жителя Эстонии приходится по 25 килограмм сладкой продукции, что превышает потребности населения и позволяет вывозить продукцию как в другие регионы СССР, так и за границу. Первая советская жвачка по форме схожа с ириской, а по качеству практически с битумной смолой: жесткая, плохо разжевывается и совсем не тянется.

Фабрика “Kalev”
Фабрика “Kalev”

Правительством такая дерзкая альтернатива не согласована и жестко разносится партийным куратором Академии Наук СССР по пищевой отрасли, Петровским. Партийный работник характеризует советскую жвачку как «вредную привычку, пропагандирующую буржуазный разлагающий образ жизни». В ответ на разнос, отважный директор предприятия Эдда Маурер, как член комитета советских женщин, находит выход на Валентину Терешкову: советские космонавты периодически посещают обсерваторию в Тыравере, и руководству фабрики удается через ЦК КП Эстонии пригласить космонавтов в гости. После визита, космонавт Георгий Гречко высказывается, что «жвачка помогает решать проблемы с санацией полости рта в условиях невесомости, а также способствует выравниванию барометрического давления в полости среднего уха и уменьшает сонливость у летчиков и космонавтов».
Жвачка продолжает выпускаться небольшими партиями, но по-прежнему отсутствует в розничной торговле.

Через 7 лет, 28 января 1974 года сотрудник фабрики получает авторское свидетельство на изобретение «Жевательная резинка»
(в США она запатентована еще в 1869 году), и еще через два года на «Калеве» появляется первая линия по ее производству, на основе ирисовой линии (форма жвачки и упаковка как у ириски), в ярких золотых фантиках. Клубничная, мятная и апельсиновая падают на прилавки по цене 15–20 копеек. Резинка состоит из полимерной основы (сополимер винилацетата и винипирролидона, вода, лимонная кислота, антиадгезионная добавка), сахара и вкусовых добавок.

-11

Ажиотаж по иностранным товарам в стране вечного дефицита очень страстный, ведь в идеологии элементы жизни порочного Запада — джинсы, рок-н-ролл, жвачка — считаются символом буржуазного капитализма и растления культуры человека. В Союз приезжает множество иностранцев и советские школьники караулят их возле гостиниц, в центре города и метро, выпрашивая мелкие сувениры, в идеале — жвачку. В народе ходят страшилки, что американская жвачка может намеренно содержать яд, чтобы навредить советским детям.

«... Воспоминания об уличном ленинградском отрочестве склоняют меня к тому, чтобы разделить тогдашних своих сверстников (мальчиков) на две категории: фарцовщиков (в тогдашнем Ленинграде их иногда называли «пурукумщиками»), покупавших или выменивавших резинку у финнов, и тех, кто ее покупал у фарцовщиков. Вероятно, были и другие категории — те, кто жевательной резинкой не интересовался вовсе, и те, кому ее привозили родители, но я с ними не сталкивался1 . Фарцовка и продажа резинки, которой я занимался сам, приносила приличную прибыль: в 1977–1978 гг. финны, приезжавшие в гостиницу «Дружба» (ул. Чапыгина, д. 4), обычно продавали пять упаковок жевательной резинки «Дженки» (по пять подушечек в каждой) за рубль. В школе одна упаковка «Дженки» шла за рубль (а иногда и за рубль двадцать), так что общая сумма прибыли составляла 400 %. Но я могу утверждать, что для подавляющего числа моих приятелей, занимавшихся тем же «бизнесом», главным в нем был не только барыш, но и стремление пополнить собственные запасы. Небезопасность даже мелкой фарцовки (грозившей объяснением с милицией, родителями, административными оргвыводами, а иногда также неприятными недоразумениями с конкурентами) наделяла ее аурой своеобразного романтизма, риска и, условно говоря, корпоративной чести».
Константин Богданов «Жевательная резинка, ленинградские подростки и товарный фетишизм в условиях развитого социализма»
anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/025/bogdanov.pdf

Жвачка становится всё более желанной среди населения, особенно среди детей. Возможность заполучить сладкий запретный плод однажды приводит к страшной трагедии.

Трагедия в Сокольниках

6 марта 1975 года в столичном Дворце спорта «Сокольники» громко проходит товарищеский хоккейный матч между юниорскими сборными СССР и Канады. Спонсор канадской команды — производитель жевательной резинки ”Wrigley”. По условиям контракта, канадские игроки получают по 15-килограммовой коробке жевательной резинки, которую обязаны бесплатно распространить. Канадцы разбрасывают жвачку на трибуны стадиона в рекламных целях, а представители спонсора ведут видеосъемку, как толпа советских детей, словно дикие индийские обезьянки, обезумевшие от счастья заполучить запретный плод, несмотря на строгую охрану и милицию, кидаются ее собирать. Реклама срабатывает молниеносно.

Почтовая карточка, 1975
Почтовая карточка, 1975
Программа, 1975
Программа, 1975

Через день, 10 марта 1975 года на ледовой арене в разгаре проходит третий матч серии юниорской сборной СССР против канадских сверстников ”Barrie Coop”. Стадион забит под завязку, в основном школьниками. После окончания матча, зрители в эйфории заполучить бесплатную буржуйскую жвачку и наклейки, попадают в адскую давку. В результате погибает 21 человек, из них больше половины — дети, еще 25 человек получают серьезные увечья. В СМИ происшествие не попадает, всех очевидцев происшествия задерживают органы и под подпись запрещают кому-либо рассказывать о случившемся.

Подробнее о трагедии в Сокольниках:

youtu.be/23VdTIpL70w
newsland.com/post/5992622-tragediia-v-sokolnikakh-1975-go-goda

1975
1975

И именно после этого жуткого и позорного инцидента в преддверие предстоящей «Олимпиады-80» правительством страны принимается решение о производстве собственной советской жевательной резинки.

Глава вторая Жевательная резинка 1980-1990