«Люсия де Берк»/Lucia de B. – драма производства Нидерланды/Швеция 2014 года была выдвинута на номинацию Оскар «Лучший фильм на иностранном языке». Она вошла в шорт-лист претендентов на эту статуэтку в 2015 году, но не получила ее.
Возможно, вы помните громкие заголовки об очередной серийной убийце медсестре, попавшие в нашу страну из СМИ Нидерландов. Ее прозвали «Ангелом Смерти» и обвиняли, ни много, ни мало, в преднамеренном убийстве новорожденных и стариков.
Я не следила за этими событиями. И вот спустя восемь лет посмотрела фильм.
У хладнокровной убийцы, как ее называла пресса, было страшное детство. Скандинавы показывают его беззвучными картинками воспоминаний главной героини. Мать подкладывала свою дочь подростка под мужчин, чтобы получить хоть какие-то деньги на существование. После такого неудивительно, если Люсия стала психопатом и убийцей, мстя тем самым всему миру за пережитые насилия.
До последнего непонятно, так она все же убийца или нет?
«Добрые» коллеги ее недолюбливают, одной она рассказала когда-то на свою беду, что была проституткой, чем та поделилась со следственными органами. Даже то, что Люсия в весьма неюном возрасте носит короткую юбку, и это коллеги вменяют ей в вину.
Безжалостная судебная машина спешит поставить свой вердикт, не имея даже веских доказательств. И Люсию приговаривают к пожизненному. Но женщина борется за свою свободу. Каким образом, просидев несколько лет (!) в женской тюрьме, она докажет свою невиновность, увидите в этой драме.
Фильм еще раз заставляет задуматься о том, что человек в борьбе с любой системой – правоохранительной, государственной – всего лишь жалкий винтик. Что практически любого человека, выходящего за рамки социума, можно осудить и оклеветать (в частности, Люсию подвело то, что она была нелюдимой, необщительной с коллегами).
Кино не дает ответа, так кто же убивал новорожденных и вообще убивал ли? Есть лишь намек, но не доказанный.
Актеры совершенно незнакомые, но игра вполне достойная. Немного покоробил пупс, которого в начале картины выдают за новорожденного. Настоящего ребенка никто не захотел дать из-за суеверий, подумала я.