Найти тему
19 подписчиков

О морали

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Ссылка : https://ru.wikipedia.org/wiki/Мораль

В этой теме, которая имеет самое прямое отношение к религии, речь пойдёт о морали. [В приведённом выше определении надо различать теорию (идеологию) - "принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле"; и практику - "совокупность норм поведения"].

Написано громадное количество литературы, по этому поводу спорили и спорят философы, психологи и др., существуют теории об её (морали) происхождении, об её необходимости или, наоборот, ненужности. Высказано множество противоречивых мнений насчёт общественной морали (иначе, нравственной норме) и личной морали. И в наши дни не умолкают разговоры в СМИ, где мораль трактуется преимущественно как некие "правила хорошего поведения", которые следует соблюдать.

Все эти рассуждения (вызывающие даже у подростков улыбку) можно подвести под одну простую графу, типа установки "так надо", а то, мол, родители будут ругать или посадят в тюрьму. И рост преступности напрямую увязывается со слабостью моральных ориентиров нарушителей.

Да, отчасти это имеет место, но почему-то воспитательные мероприятия по усилению чувства ответственности у граждан не приносят желаемого результата. Поэтому я рискну изложить свой взгляд на эту проблему.

Когда речь заходит, откуда произошла мораль, то в христианской традиции ссылаются обычно на Заповеди Божьи, которые пророку Моисею внушил Господь Бог. Невооружённым взглядом видно, что "не убий", "не укради" и др., – это требования ограничения определённых поведенческих актов, действий. А поступки делятся на плохие и хорошие. Но почему-то ни критики морали, ни сторонники не рассматривают вопрос с этой позиции, а сразу перепрыгивают к оценке, к понятию греха, т.е. к обсуждению результата и далее продолжают свои рассуждения в теологической плоскости, типа дизъюнкции: грешить или не грешить, и какая кара ждёт в загробном мире.

Кроме того, разговоры о долге, праве, свободе воли, высшем благе можно обосновать (как это сделал Кант) "чистыми внеэмпирическими постулатами разума". Получается, что мораль – это этическая и не обоснованная опытом норма.

На этом основании (что вполне логично) различные нигилисты ставили (и ставят) под сомнение актуальность заповедей в настоящее время. Однако эта загадочная мораль вовсе не выдумка священнослужителей, которые якобы сочинили данный свод предписаний для того, чтобы люди были послушны, не безобразничали и жили дружно. Дело обстоит совсем не так.

Ещё в глубокой древности люди искали способы и средства повышения духовного уровня, усиления осознания. И, исходя из этой поставленной задачи, ими были сделаны многие эмпирические открытия в этой области. Одним из этих открытий было установления того факта, что, намеренно сдерживая себя от реализации каких-то поступков, можно получить тот или иной психологический результат.

(Любопытно, что лат. mora - замедление, задержка и даже остановка).

Так, сдерживая себя от кражи, убийства и прочее (то есть, не нанося вред другим людям), человек повышает свой духовный уровень и обретает власть над своим поведением. И наоборот, идя на поводу своих страстей (то есть, находясь в плену желаний, эмоций и аффектов), человек незаметно для себя постепенно деградирует, что обнаруживается в его поступках. И наличие критики мышления у индивидуума ещё не является гарантией того, что человек всегда правильно оценивает ситуацию (см. Y.-S., Гл. II – 29-31, и пр.).

Заповеди Божьи являются не просто нормами, ограничивающими поведение, и способами социализации, но вместе с чувством уверенности в правильности своих действий дают определённый психологический эффект, позволяющий человеку сохранять спокойствие и ориентироваться в изменяющейся жизни. Они составляют тот необходимый минимум, который позволяет сформировать человеческую модель поведения и не скатиться до уровня животного. И в то же самое время, это является начальной ступенью на пути духовного развития. Психологическое равновесие, которое обеспечивается соблюдением заповедей, придаёт человеку уверенность и к тому же одобряется обществом. Человек обретает способность и возможность планировать и, как говорят, строить в дальнейшем свою жизнь. А разве можно преступнику строить жизнь, когда надо скрываться и убегать, даже если он не испытывает чувства вины? Кроме того, он утрачивает необходимое душевное равновесие, его уровень вменяемости снижается, его поведение становится неадекватным, агрессивным, он лжёт и чаще ошибается.

С другой стороны, утрата вменяемости и снижение уровня осознания происходят, как правило, незаметно для личности. Человек постепенно перестаёт осознавать собственную неадекватность и со стороны ему очень трудно что-то объяснить по этому поводу. Эффективным лекарством от вменяемости является алкоголь, так как в отличие от людей, пристрастившихся к другим наркотикам, алкоголики себя больными долго не осознают. Вообще, глупость людей, ведущих распущенный образ жизни, очевидна, хотя им самим может быть и незаметна.

Поэтому, именно из-за опасности утраты способности осознания ещё в древности были открыты необходимые обеты (комплекс мер), позволяющие управлять собственным поведением. Конечно, любой человек имеет свободу выбора: либо освоить необходимые правила контроля над поведением и знать, как реагировать на ситуацию, в которой он пребывает в данный момент; либо игнорировать моральную норму. Но во втором случае, есть риск оказаться в ситуации, когда смотришь, но не видишь; когда слышишь речь и, кажется, понимаешь каждое слово, но смысл фразы, к сожалению, улавливаешь с трудом; когда чувство юмора начинает изменять, а кажущееся странным поведение окружающих со временем начинает даже вызывать подозрения.

По отношению к доморальному воспитанию (предшествующему тому, когда ребёнок станет интересоваться вопросами: "что такое "хорошо"? и "что такое "плохо"?) последующее требование соблюдения моральных норм, заключается в тренировке сдерживания и формировании навыка управления собственным поведением. Иначе выражаясь, в намеренном подчинении действий собственной воле. То есть как ходьба ногами, гигиенические навыки, освоение знаковых систем и прочие навыки образуют совокупность культурных достижений ребёнка, так и осознанное поведение в целом обеспечивает дальнейшую социализацию.

Здесь необходимо провести четкое разграничение, а именно, опроизволенное действие, ведущее к совершенству, это и есть культурное развитие. А намеренные действия (умения, навыки), ведущие к деградации (назад к животному уровню), следует отнести к порочному развитию (к злу), даже если используется неуклюжая отговорка о свободе самовыражения.

К тому же, выбирая путь духовного развития, необходимо избегать различных зависимостей, которые рассеивают внимание, снижают уровень сознания и рефлексии. В противном случае, возможность выбора впоследствии исчезнет вместе с адекватностью поведения, так как эти состояния очень неустойчивы и уменьшаются со временем, а при отсутствии тренировки вытесняются. И если рефлексию ещё как-то можно осознать по косвенным признакам, то утрату вменяемости человек вообще не замечает.

"Грешники – это убийцы своих душ…" (С.Радхакришнан, “Инд. философия”, т.I, с.184).

Учитывая вышесказанное, следует (справедливости ради) заметить, что без контроля собственного поведения, невозможно управлять эмоциями, вниманием и другими психическими функциями. То есть человек, не соблюдающий заповеди, вообще не может духовно развиваться, чисто технически.

К тому же, религиозный опыт на протяжении тысячелетий учит не застревать на уровне сознания, а ориентироваться на голос совести (высший уровень отражения после сознания, контролирующий интеллект). Теория и практика древних аскетов указывает человеку путь к наивысшим ступеням Власти над собой. Многочисленные рассуждения в СМИ насчёт морали, которые высказываются людьми не знакомыми с этой мудростью Востока, обычно сводятся к всевозможным "НЕЛЬЗЯ", которые даже ребёнка не способны убедить. Кроме этого, сдерживание отдельных инстинктов и вообще инстинктивного (биологического) поведения в целом служило и служит началом осмысленного развития человека, а не какой-то пресловутый труд (согласно теории марксизма).

Чтобы попасть в "отдел кадров", сначала надо хотя бы научиться ходить, умываться и как-то овладеть речью. Поэтому именно управление поведением является основой культурного развития, а трудовые навыки осваиваются вторично по мере необходимости.

Добавление:

Рассмотрим ситуацию враждебного столкновения двух людей (драку), когда один человек нападает на другого. Обычная потасовка, без овладения приёмами рукопашного боя, выглядит как череда хаотичных ударов и инстинктивных оборонительных реакций.

Здесь нет слаженной целенаправленной тактики действий ввиду отсутствия боевого опыта. Чтобы приобрести опыт ведения боя, необходимо научиться точно и эффективно наносить удары ("отработать технику", освоить защитные позы, "блоки" и т.д.). Когда же человек научился приёмам, то в спарринге с условным противником он оттачивает умения, а это и есть опроизволенное поведение.

Для этого необходимо соблюдать ряд правил (заповедей):

"НЕ убегать с места боя";

"НЕ махать беспорядочно руками";

"НЕ падать, моля о пощаде"; и т.п.

То есть эти "заповеди боя" требуют подавления (сдерживания) страха и инстинктивных реакций. И только на основе этого практического сдерживания человек учится вести поединок (попутно воспитывая силу воли). Правила боя — это перечень необходимых условий, без соблюдения которых невозможно научиться боевому искусству, то есть управлению поведением во время боя.

И возвращаясь к религиозным заповедям, становится понятным присутствие в них частицы "не".

Ведь, если бы заповеди Божьи была просто правилами поведения, то не было бы нужды в частице "не", а был бы просто перечень (реестр) хороших манер, типа: "надо жить дружно", "надо любить", "надо восхищаться" и т.п.

Поэтому моральное поведение можно рассматривать и как технику бесконфликтного поведения в обществе. Если и общество в своём развитии стремится к тем же идеалам.