6 августа 1588 года на внешнем рейде Кале было не протолкнуться - Великая Армада испанцев, посланная завоевать Англию, наконец почти достигла своей цели. Оставалось только погрузить солдат Фландрской армии герцога Пармы, и - вперёд, на Англию! Однако с солдатами вышла неувязка. Армия находилась около Дюнкерка, и командующий Армадой герцог Медина-Сидония предложил Алессандро Фарнезе, герцогу Пармскому, привести солдат в Кале (он, видимо, считал, что от Дюнкерка до Кале рукой подать). Фарнезе ответил, что вообще-то переход по суше продлится около двух недель, а если Медина-Сидония приведёт свой флот к Дюнкерку - можно будет управиться за неделю. Неизвестно, чем бы закончилась эта переписка, если бы англичане не предприняли решительных действий.
Идею атаковать испанцев у Кале брандерами приписывают Френсису Дрейку. Вполне возможно, что он действительно предложил провести такую атаку - от безысходности. Начиная с 31 июля англичане преследовали испанский флот, непрерывно атакуя - и ничего не могли с ним поделать, Армада неумолимо шла вперёд. Уже практически дошла, и следовало использовать любую, самую ничтожную возможность, её остановить. А то, что возможность ничтожна - Дрейк не мог забыть, что он сам в прошлом году с лёгкостью отбил атаку брандеров у Кадиса, когда испанцы атаковали его самого. И Медина-Сидония, который как раз и руководил обороной Кадиса, прекрасно был об этом осведомлён, а, следовательно, ничто не мешало испанцам сейчас поступить с английскими брандерами так же, как в прошлом году англичане поступили с испанскими - перехватить на баркасах и пинасах и направить в сторону. Тем не менее, в ночь с 7 на 8 августа восемь горящих кораблей-факелов устремились к испанскому флоту. Медина-Сидония спокойно приказал поднимать якоря и разомкнуть плотное построение - но тут на одном брандере прогремел взрыв, вверх взметнулись снопы искр и языки пламени. И тут же на многих испанских кораблях раздались крики:
- Антверпенский огонь!!!
Предыстория
В 1584 году испанская Фландрская армия в очередной раз осадила Антверпен. Некогда этот город был жемчужиной испанских Нидерландов, но в 1576 году солдатам гарнизона вовремя не выдали жалованье, и командовавший ими Санчо д'Авила решил проблему денежного довольствия за счет горожан, фактически отдав город на разграбление своим солдатам. Погромы продолжались три дня, после чего некий консенсус был достигнут - горожане выплатили испанцам выкуп, а испанцы покинули город. С этого момента Антверпен для Испании был потерян, и не будь Санчо д'Авила давним знакомым и, возможно даже другом Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы - ему бы не поздоровилось. Однако выручило "кумовство." Всё же Санчо погиб как солдат - получив в 1580 году рану при штурме Лиссабона, которым командовал всё тот же Альба на пару с маркизом де Санта-Круз, он умер в госпитале от заражения крови. Вот блин, опять я отвлекаюсь...)))
Возвращать Антверпен под власть испанского короля предстояло Алессандро Фарнезе, герцогу Пармы. И в 1584 году, как уже было сказано, город осадили его войска. Голландцы сопротивлялись упорно, они даже разрушили плотины и дамбы на Шельде, надеясь смыть испанскую армию в море. Увы, испанцы в море не смылись, а построили в устье Шельды, к северу от Антверпена, мост, на котором разместили артиллерию, причём с обеих сторон - чтобы не только обстреливать город, но и отражать атаки с моря. Тогда голландцы и попытались уничтожить мост с помощью брандеров, но не простых брандеров. Если обычный брандер представлял из себя относительно небольшой корабль, под самую завязку набитый горючими материалами, то брандеры, разработанные итальянцем Федерико Джианнибеко, были настоящими "шайтан-машинами", а точнее - "шайтан-баркасами." Они не только горели, но ещё и взрывались в определённый момент, отсрочка времени взрыва достигалась при помощи системы фитилей. Проще говоря, это были первые в мире торпеды. Несмотря на это, мост уничтожить не удалось, и спустя год Антверпен пал. Однако адские машины Джианнибеко испанцы хорошо запомнили, потому что при атаках брандеров погибло больше солдат, чем за всё время осады.
И вот теперь, увидев направляющиеся к ним горящие суда, испанские капитаны решили, что это и есть изобретения Джианнибеко, благо о том, что тот находится в Англии и занимается укреплением береговой обороны на случай испанского десанта, им было прекрасно известно. Панике поддался и Медина-Сидония, отдав приказ рубить якорные канаты, хотя даже Диего Вальдес, его главный советник, умолял герцога этого не делать. В итоге большая часть испанских кораблей лишилась становых якорей, и галеоны превратились в игрушки ветра и течений, из-за чего боевое построение флота наконец-то было разрушено - а потом был Гравелин, когда против всего английского флота пришлось сражаться едва ли одной трети испанских кораблей.
- А что же брандеры? - можете вы спросить. А ничего. Прошли мимо и сгорели на отмели, не причинив никакого вреда испанцам. Вот так.