Цена товара, пожалуй один из самых важных показателей, влияющих на решение о покупке, но как эта цена устанавливается, из чего состоит, как на нее влияют скидки и акции. Предлагаю разобраться в этом в данной статье.
Что такое цена товара?
Цена товара, это информация, на которую в первую очередь обращается внимание при посещении интернет-магазина, что вполне логично, ведь для того, чтоб купить товар нам надо за него заплатить определенную продавцом сумму, то есть цена товара выражается в денежном эквиваленте.
Для того, чтоб сказать, оправдана цена на какой-либо товар или нет, необходимо понимать из чего же складывается стоимость товара.
Из чего состоит цена?
Первая часть цены складывается из расходов производителя (изготовителя) при производстве товара.
Из чего же складываются эти расходы?
Первое, это производство товара (проектирование и разработку я тоже отнесу к процессу производства), которое складывается из затрат на материалы, оборудование, зарплату сотрудникам, амортизацию оборудования, помимо этого в стоимость закладывается и дальнейшая замена оборудования и расходных материалов, также в часть расходов будет входить и аренда помещений, оплата электроэнергии и других коммунальных услуг при производстве.
После того, как товар был произведен или в процессе производства необходимо сделать так, чтоб о нем узнали и захотели купить продавцы, дилеры или представители, то, следовательно, в стоимость товара будут заложены затраты на рекламу и маркетинговые мероприятия.
Далее товар необходимо доставить к продавцу и здесь нет разницы за чей счет будут оплачены транспортные услуги, ведь все равно за них будет платить конечный покупатель, то есть потребитель.
Еще нужно не забыть и про торговую наценку. Должен же поставщик, производитель или изготовитель получить свою прибыль.
Товар доехал до продавца и готов для розничной продажи потребителям.
Теперь к стоимости товара, которую установил производитель, прибавляется сумма, компенсирующая затраты продавца. Эта стоимость складывается из затрат на хранение товара, логистику, рекламу, упаковку и так далее.
Прибавим к получившейся цене затраты производителя, изготовителя и продавца на уплату налогов, акцизных сборов, оформление сертификатов.
Не забывайте, что затраты на создание сайта интернет-магазина, его раскрутку и продвижение тоже войдут в стоимость товара.
Если обобщить, то конечная цена товара будет складываться из всего, на что потратили свои деньги производители, изготовители, распространители, поставщики и продавцы.
А более того, если цена товара будет отличаться от его стоимости при производстве, то продавец обязан выплатить НДС (налог на добавленную стоимость), который составляет двадцать процентов, которые будут считаться как раз от разницы между себестоимостью товара и его конечной ценой. Как вы могли догадаться, в конечном итоге эту стоимость будет платить покупатель.
Соединим все вышесказанное и получим розничную цену товара, то есть ту цену, которая устанавливается для продажи товара конечному потребителю, то есть нам с вами.
Что еще может повлиять на цену?
Однако, цена, это единица непостоянная и на ее изменение влияют множество внешних факторов, рассмотрим несколько из них.
Первое, это эксклюзивность, то есть неповторимость товара. Так уж устроены люди, что стремятся противопоставить себя другим и выделиться на их фоне, а если быть проще, то «каждый думает, что он не каждый». Это выражение, очень точно передает не только влияние принципа эксклюзивности на цену товара, но и одну из фундаментальных основ торговли в целом.
Все прекрасно знают, что чем более эксклюзивный товар, чем его сложнее достать, тем выше на него спрос – желание этот товар купить.
Как однажды сказал Британский экономист Джон Мейнард Кейнс, спрос рождает предложение.
Не будем углубляться в экономику, но скажу, что данный закон экономики, который как раз и устанавливает прямую зависимость размера спроса и предложения от размера цены на товар.
Работает этот принцип следующим образом, продавец предлагает товар, но желающих его купить больше, следовательно, спрос превышает предложение, а значит цена на товар будет увеличиваться и наоборот, если товара больше, чем желающих его купить, то предложение превышает спрос, что, в свою очередь приводит к уменьшению цены.
Данные явления в науки имеют свои названия, это дефицит, то есть недостаток чего-либо и профицит, что, напротив, означает излишек чего-либо. Часто маркетологи в своих целях создают искусственный дефицит товара, для повышения его цены или поддержания на высоком уровне уже установленной, что в свою очередь является плодородной почвой для мошенников.
Одним из таких примеров является установление на сайте цены, значительно ниже среднерыночной стоимости товара, то есть средней арифметической цены, которая существует на определенном рынке, предлагающим этот товар.
Следующий фактор, на который стоит обратить внимание, это соотношение цен между конкурентами, продающими одинаковый товар.
Хочу сказать, что эксклюзивных предложений среди большинства интернет-магазинов не так уж и много, в основном, в продаже представлены одинаковые или аналогичные товары, например, смартфоны или бытовая техника. Один производитель, одни и те же модели, да и товар произведен на одном заводе.
Естественно, для того, чтоб привлечь покупателей, магазин создает привлекательными условия сервиса, дополнительных услуг, доставки и конечно же скидки.
Но, с другой стороны, никому не интересно продавать товар себе в убыток и в целом, цены на один и тот же товар будут одинаковы, размеры скидок будет зависеть от маржинальности товара. Маржинальность или как ее еще называют, маржа, это разница между себестоимостью товара и ценой его продажи.
Если мы уже заговорили о мобильных телефонах, то на этом рынке маржа/наценка составляет 15% – 25%. И если вы видите, что какой-либо магазин устанавливает на какой-либо смартфон скидку более 30% и эта цена значительно ниже, чем у конкурентов., то здесь стоит насторожиться.
Я не скажу, что это сто процентов обман, продавец может компенсировать установленную на смартфоны отрицательную маржинальность, увеличив ее на другие виды товаров или услуг.
Что можно сделать в данном случае? Самый лучший вариант, это проверить цену интересующего товара в нескольких магазинах и если вам предлагают стоимость значительно ниже, чем у остальных, то стоит насторожиться.
Еще не забывайте про очень хороший ход маркетологов, когда в карточке товара устанавливают заведомо завышенную цену на товар, прочеркивают ее и ставят более низкую цену, якобы со скидкой, хотя здесь, в большинстве случаев, у магазина нет цели продать вам подделку или вообще ни чего не продать, это просто уловка для привлечения покупателей.
Сезонность, это еще один фактор, который может повлиять на стоимость товара.
Всем известно, что зимой вентиляторы будут стоить дешевле, а обогреватели, соответственно, дороже и наоборот, летом намного меньше покупателей, желающих купить обогреватель, но на вентиляторы спрос поднимается в геометрической прогрессии.
Вспомните, какое-нибудь особенно жаркое лето, например, в 2010 году в московском регионе было очень жарко и душно, да и дым от лесных пожаров усугубил ситуацию.
Конечно, в этот период цены на обычные вентиляторы взлетели в 5-10 раз, а то и больше.
Другой пример, обычно, на стройматериалы в период с вены по осень, пользуются большим спросом, следовательно, цена на них может вырасти.
Будет очень подозрительно, если цена на шубу в конце ноября или начале декабря будет дешевле чем у остальных, или останется точно на том же уровне, на котором была в июле, однако, соглашусь, что может это просто интернет-магазин один раз выставил цену на товар и больше ни каких маркетинговых приемов по привлечению покупателей не применяет, да такое возможно, но это не логично.
Обращайте внимание на сезонность товаров, которые вам предлагает интернет-магазин.
Существует еще ряд факторов, таких как территория продажи товара, политическая обстановка и другие, которые могут повлиять на установление цен, но считаю, что в общем сам принцип формирования цен на товар, более или менее понятен.
Подводя итоги этой статьи, хочу обобщить все, о чем я рассказал.
Цена товар должна быть адекватной и актуальной, лучше всего проверить ее и у других продавцов, если продавец указывает акцию о скидках от производителя, то данную информацию, также можно проверить на сайте самого производителя или обратившись на его горячую линию, скажу вам, результат, иногда может удивить.
Ну и не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке или, что скупой платит дважды.
Спасибо за внимание и если статья вам понравилась, буду благодарен за лайк, а чтоб не пропустить следующие статьи, не забудьте подписаться на мой канал.
С уважением,
Андрей Кабанков