Добрый день, уважаемые читатели нашего канала!
Уверен, многие из вас помнят прекрасный советский фильм "Рожденная революцией" о становлении советской милиции... Был там один очень важный поворотный момент в самом начале идеологического становления личности Николая. Шел 1917 год, осень, когда он через деревенского попа познакомился с Арсением-чиновником. Это уже после Коля осознал, что тот занимался темными делами в смутное и непонятное время перехода и становления молодой советской власти.
Важную мысль сказал этот чиновник:
Вот был царь. И все было хорошо. Потом появились большевики, царя скинули и объявили: кто был никем - тот станет всем. Но, странное это дело. Как эти (народ) был дер.мом, там им и остались. А мы с тобой балычок употребляем. А все почему? Да потому что замахнулись они на вечное, неизменное, неделимое - на душу человеческую. Маркс им сказал, что все надо до основания разрыть. А они и разрыли, но душу человеческую не переделали. И не переделают. Человек как был жлоб, так им и останется до второго пришествия. Вывод: всегда одни будут осетринку жрать, другие - ржавую селедку... Душа человеческая как навозная была и ей во веки вечные и останется
Хорошо, что на пути Николая попался честный рабочий Бушмакин. Пусть три класса образования да два года марксистских кружков, но свое дело знал, и дело это было правым!
Как смог, он объяснил Николаю большевистскую правду:
... при царе людям в России жилось из рук вон плохо. Большинству. А кучке людей - как в сказке. А товарищ Ленин сказал: это надо поломать. Чтобы поломать, нужна партия. Объединение единомышленников, борцов... Чтобы всех, кто живет в сказке, к ногтю. А тех, кто страдает, - тем счастье дать... Царская власть так души людей испоганила, что нам, тебе и твоим детям мыть, мыть и дай бог отмыть. Одно могу утверждать: никогда у Советской власти не будет так, чтобы одни осетринку ели, а другие - селедку ржавую. Потому что власть наша не против народа, а для народа. И ты в это верь!
Казалось бы, и первый прав, и второй прав. Правда у каждого своя. Она обрастает идеологическими категориями, которые возносят ее до вершины миропорядка. Как ни пытайся возносить и облекать в формы общественные блага, но личное счастье всегда ближе к телу. После 70 лет СССР, который дал огромнейший задел для научно-технологического прогресса страны, развития больших и малых производств, энергосистем, а также глубокой культурно-воспитательной и образовательной работы с населением, все равно ростки частно-собственничества, которые в 90-е годы стали благодатной почвой для развития эгоистичных устремлений в лучах славы и денег, остались. В порядке вещей стало поздравлять друг друга, желая много денег и успешного старта карьеры. То, что было общественным, стало частным и утонуло в слезах тех, кто народное хозяйство поднимал неимоверными усилиями труда и несгибаемой воли.
Оглянуться даже на себя. Что ж я сегодня сделал для общества, для страны? Лес посадил, мусор на берегу озера убрал... А надо ли это стране? Страна таких дел даже не заметит. Это больше для себя по зову души, для будущих поколений. Хотя, для будущих поколений звучит громко и пафосно. Что им вообще надо этим поколениям?! Может, у них будет свой интерес и свое понимания общественного. С годами понимаю, что не надо увлеченность облекать в общественно важные формы, как любят красоваться чиновники на высадке молодых саженцев в парках и скверах. Надо просто делать то дело, которое считаешь нужным и по-своему - общественно полезным. Делать понемногу, маленькими шажками, находить единомышленников, чтобы небольшой ручеек становился речкой. А где речка, там и до водохранилища недолго.
Одно могу точно констатировать: общественные блага на индивидуальных началах долго не живут. Им нужна организационная форма и материальная поддержка, чтобы течение стало массовым и носило уже культурно-воспитательный характер, вовлекая в процесс взросления личности через благородный труд. Т.е. никакой бизнес, никакой дядя Вася долгое время и на личных началах не будет вкладываться в общественное. За 30 лет, да и раньше тоже, сложился принцип: это мое - вкладываю, делаю, а общественное - пусть государство делает. За 30 и более лет принцип индивидуальности бытия так и не был побежден. Наоборот, он стал еще сильнее и крепче. Вот стоит человек на ногах устойчиво, обзавелся домиком, машиной, ни в чем не нуждается. Так возьми и купи лавочки в сквер, купи саженцы и посади любовно, а потом за ними ухаживай, создай кружок таких же инициативных и возьми под свое шефство двор. Не дождешься! То мое, а это УК обязана делать! Да, обязана. Но она ж не делает. Доставай ее, пиши, предложи свою инициативу... На этом все и заканчивается, потому что свое сильнее общественного.
Общественным должно заниматься государство и уполномоченные органы. Оно должно сплачивать людей на благородные дела, помогать им с работой, создавать рабочие места и следить за ценовой политикой в магазинах. Когда человек видит заботу, то он включается в процесс создания общественных благ. Это лицо социального государства. У нас сегодня другое. В социальном существует диалог между народом и властью. Пусть он немой, но он есть. И в ответ на социальную политику народ отвечает своим трудом и созиданием, растет общий уровень образованности и культуры, растут демографические показатели и чувствуется стабильность. Любой курс рано или поздно заканчивается, но его протяженность говорит об устойчивости связей и адекватности элит у власти...
Сегодня в статье поднят вопрос о двух сторонах одного бытия:
1. Одна сторона. Человека не переделать. Душа человеческая мелочная, завистливая, эгоистичная с жаждой денег и власти. Он будет делать все для себя любимого, но вертеться и лицемерить с высокими позывами, дабы свое удовольствие растянуть подольше.
2. И другая сторона. Приоритет общественного над частным. Максимально поровну, но адекватно по мере ноши и труда. Курс на созидание страны в целом, где не личность важна, а народ, который должен расти, избавляться от пережитков имперского величия, делить один кусок хлеба на двоих, помогать товарищу в беде.
Друзья, первую сторону мы прекрасно знаем и, вряд ли, полностью сможем от нее избавиться. Несовершенны мы. А вот вторая сторона вопроса насколько она вообще реальна?
Можно ли достичь такого совершенства, что общественные блага станут мерилом нации и путеводной звездой для других, желающих развития и процветания своей Родине?
Что думаете на этот счет? Пишите в комментарии свое мнение.