Найти тему

Размышление о традиционных ценностях, запрете компьютерных игр и воспитании в целом.

Третьего дня довелось наблюдать любопытный эпизод воспитательного процесса. Женщина, судя по всему - мать, внушала детям: «Стоим - как воспитанные собаки, которые без разрешения не гавкают и никуда не кидаются!».

И я, как там пелось - не горю желанием лезть в чужой монастырь! Представления о воспитании у каждого свои. Соответственно и методы воспитания разные. Но осмысляя этот бриллиант педагогической мысли так и тянет заорать в бездны пространства: «Если воспитываете детей, как выставочных собак, не удивляйтесь, когда вырастут с*укины дети.

Многие родители понимают воспитание исключительно как систему запретов. Это не работает. Банальные пример, всем запрещают курить. Однако, посмотрите вокруг. И поинтересуйтесь, сколько курильшиков стартовали еще в детстве.

Так же и слуги народа, тьфу национальные элиты. Нет, опять не то! Ах, да - правящий класс видит угрозу воспитанию не в системе, а в симптомах, спродуцированных системой. Например, законодатели обеспокоились чистотой русского языка и хотят запретить использование иностранных слов! (подробно об этом писал здесь) Почему иностранные слова проникают в язык - никто не задумывается.

Иной раз эти "наставники", вообще не стесняясь, заявляют странное.

Вот автор-исполнитель песни «Время – наркотик», а одновременно первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по культуре Денис Майданов отрицательно доволен страшно раздосадован «голубыми лосинами» на парнях-артистах в «Золушке» на сцене Мариинского театра. То, что это часть сценического костюма, исполнителю, видимо, в рот не приходит. От таких озарений хочется послать депутата-шансонье на три... хм... аккорда.

Но еще хуже, когда подобные «педагоги» подменяют воспитательный процесс инициативами, вроде запрета компьютерных игр. Или законами, никак не проистекающими из реальности.

К примеру Государев указ "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Для более предметного разговора, нужно определиться с терминами. Лезем в текст указа и читаем следующее "к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, свободы" бла-бла-бла. Ниже читаем, что все это позволит обеспечить сбережение народа России. Скрин прилагается:

Скрин с официального интернет-портала правовой информации.
Скрин с официального интернет-портала правовой информации.

Особо интересна традиционная ценность под названием «приоритет духовного над материальным». А я вот помню советский период, когда официально утвердили приоритет материи над духом. Через это, в том числе, и Великую Победу одержали, которую теперь так яростно эксплуатируют. Или Советский период следует признать «нетрадиционным»? Ох, скользкая это дорожка!

Но вернемся к сбережению народа России. Что-то знакомое! Не Солженицын ли предлагал «сбережение народа» в качестве идеологии! А ведь Александр Исаевич опоганил историю страны, как мало кто другой! А как же историческая память, внесенная в список традиционных ценностей?! А куча законов о недопустимости искажения истории!

Ну разве может такое случится, чтобы защитник вольности и прав, Гарант спецоперации и Главнокомандующий Конституцией подрезал идею у мастера художественных исследований и яростного антисоветчика?! Что-то не сходится. Давайте разбираться.

Вот действительно, на ресурсе Гудок имеется материал от 11.06.2005 под соответствующим названием: А.И. Солженицын: национальная идея - сбережение народа. (по сути это расшифровка телевизионного интервью. Посмотреть можно здесь)

А вот и искомое!

я предложил бы национальную идею, которая изложена 250 лет тому назад елизаветинским придворным Иваном Петровичем Шуваловым. Он предложил Елизавете руководствоваться как главным законом – сбережением народа.
Скрин для наглядности.
Скрин для наглядности.

Тут, светоч очевидно оговорился. Речь идет о Иване Ивановиче Шувалове, представившем императрице Елизавете трактат «О сохранении и размножении российского народа». Только вот автор трактата - Михайло наш Васильевич Ломоносов. Он собственно и попросил Шувалова передать этот документ Государыне.

Забегая вперед отмечу, фраза о сбережении народа в трактате действительно есть. Только вот загвоздка, Ломоносов предлагает ряд мер, направленных на уменьшение смертности населения и улучшение условий жизни. Перевожу, сбережением никто и не думал заниматься. Конфуз ситуации в том, что (далее вольное цитирование «Известий») Елизавета читать трактат не стала. А Павел прочел. И Екатерина, три Александра и два Николая прочли. Только вот сочли документ примером "опасной инициативы". А при Николае II сочинение вообще попало в разряд "утерянных". ( по материалу Известий «Национальная идея: ретроспектива»)

Да что там, сам светоч замечает:

Романовы, к сожалению, на всем протяжении своей династии мало воспользовались или совсем не воспользовались этим принципом.

Романовы не воспользовались... А вот что мешало владельцу шахты Листвяжная обеспечить сбережение трудящихся? Если ценности, через которые начальство собирается бороться за сбережение народа действительно традиционные, то-есть, давно практикуемые и устаканившиеся, они должны были работать и сберегать задолго до возникновения Президентского Указа.

-3

В этой связи давайте взглянем, что пишет Ломоносов. Может у него обнаружим те самые ценности!

С первых же строк Ломоносов, простите ЖЖОТ! Вот прям с порога он указывает: в деревнях вошел в моду обычай, когда «малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа»! Ломоносов подробно развивает мысль, что подобные браки и не браки вовсе, поскольку еще несколько лет «молодые» не живут как муж и жена, а если и живут, то юноша, побуждаемый к тому «взрослой жены усиливанием себя прежде времени портит и впредь в свою пору к детородию не будет довольно способен!» Вот это да. Тут подростки, мечтающие о «МИЛФах» утерли слезу зависти. А если серьезно, далее Михайло наш описывает жуткие последствия, растущие как снежный ком от таких браков. Вот так традиционный союз мужчины и женщины! Вот же семейные ценности. Надо заметить, раз речь о женитьбе, церковь, судя по всему, благословляла такие союзы.

Далее Ломоносов рассуждает о церковном не одобрении женится в четвертый раз. Автор пишет, что видел много вдовцов 30-ти лет, вдовых уже третьей женой. Как интересно! Продолжительность жизни никак не вяжется с сбережением.

Обширные пассажи имеются о церковных делах. И пишет там Ломоносов такое, о чем сегодня рассуждать, ну скажем, не время. "Не нужно раскачивать лодку!" Поэтому единственное, что могу себе позволить, прикрепить скрин с текстом автора.

-4

Прошу заметить, интернетов тогда в помине не было! О компьютерных играх и не слышали, а какие интересные дела творятся! Да где! Внутре самого скрепного, духовно обогащенного института.

Отмечу, всё это Ломоносов описывает как социальные явления, а не как "частные случаи". И демонстрирует исключительно материалистический подход. Он пишет, как перед великим постом граждане стараются отожраться в прок, и как обжираются, когда пост наконец кончится. причем так увлекаются, что мрут. И это особенно ярко демонстрирует традиционный приоритет духовного над материальным. Даже в вопросах Крещения Ломоносов исходит из материалистических позиций. Он указывает, что крестить приходится зимой в холодной воде. И служители никак не хотят принять мер по согреванию воды. Ломоносов рассуждает, что писались уложения в Греции, где тепло и сплошная благодать. В этой связи не стоит бездумно следовать написанному. Автор всандаливает железный аргумент, дескать, написано в Библии - ешьте финики и смоквы. Но в нашем климате финики не произрастают и православные преступно не едят ни фиников ни смокв, что является ослушанием писанного!

Много внимания Ломоносов уделяет вопросам медицины и фармакологии. В общем, цитировать можно очень долго! Почитайте исходный текст - получите удовольствие! Он не слишком объемный. Но в каждой строчке чувствуется, что для сбережения народа требуется материалистический подход.

Наконец исконная фраза о сбережении. Вот скрин. Обратите внимание на контекст! Ломоносов призывает строить города, в этих городах дать людям работу. Только так!

-5

От трактата Ломоносова вернемся к Указу Президента. Ломоносов практически в каждой строчке рисует образ будущего, в стремлении к которому нужно сделать то, то и вот то. А читая Указ видишь только идеи сохранения прошлого, консервации. При этом, Россия как то будет "повышать конкурентоспособность и международный престиж". О чем говорит параграф Указа:

-6

Как это возможно - мне не ясно!

Приведу мой любимый пример из Задорнова. "Тупые" американцы потратили миллионы долларов на изобретение ручки, пишущей в космосе. А наши смекалистые космонавты пишут простыми карандашами. Допустим, письмо простым карандашом - это традиционная ценность. И мы ее всячески сохраняем. В долгосрочной перспективе это звучит как приговор. Поскольну такой подход не рисует образа будущего. И не предполагает развития.

И еще пример. Одним из самых традиционных институтов является церковь. Она довольно консервативна. И вот моментик: читал брошюру "Живу, сражаюсь, побеждаю! Правила жизни на войне" Брошюра содержит советы для военнослужащих, задействованных в украинском конфликте. Подробно о брошюре писал здесь:

"Великая Отечественная 2.0" или чему современных воинов учит брошюра от Союза Ветеранов Афганистана.
Путеводитель кота Шрёдингера17 ноября 2022

В приложении имеется "Молитва православных воинов". И помогает молитва отдать жизнь, помимо Отечества, еще и за Царя.

-7

Я конечно извиняюсь, но почему институт "церковь" может открывать по четыре храма в день, но не в состоянии сконструировать современную, актуальную молитву! Как то в этом вопросе наблюдается приоритет материального над духовным. А как же традиционные ценности?!

И наконец, пришло время поговорить о воспитании в целом!

Воспитание, кто бы мог подумать, тоже основывается на образе будущего. Родители хотят, вырастить человека исходя из представлений о прекрасном. Если маленький человечек совершает поступки, расходящиеся с этим представлением - его наказывают. Если поступки человечка приближают его к задуманному образу - его поощряют. В моем детстве наказание было физическим. Нас пороли ремнем, авоськами, крапивой и прутьями. А поощрение выражалось устно, фразой - молодец, возьми с полки пирожок. Проблема в том, что пирожка, как такового и не было. Из этого примера видно, что воспитание напрямую связано с приоритетом материального и еще дальше - с экономикой.

С определенного возраста, как мне кажется, человек воспитывает себя сам. Вон как Дон Кихот. Начитался книжек о благородных рыцарях и пошел причинять добро и наносить пользу! Вот и Высоцкий пел:

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Задача воспитателя обеспечить его нужными книгами. Начинает казаться, что безумные правительственные инициативы по запрету плохих компьютерных игр, книг, кино, контента направлены как раз на это! Плохих книг не будет, останутся только нужные, мы их начитаемся и подхватим отцовские мечи!

Разочарую. Так не работает. Позвольте рассказать историю.

Один мальчик пошел играть с соседскими ребятами. Погоняли мяч, покатались на тарзанке и разошлись довольные. А дома мальчика ждала впечатляющая порка. Оказалось, родители мальчика знали, что те ребята стоят на учете в детской комнате милиции. Мальчику запрещено впредь с ними общаться, иначе снова выпорют. Логика понятна. Родители боятся "дурного влияния" плохой компании.

Но есть нюанс. Познакомится мальчик с другими ребятами. Они тоже стоят на учете, но родители мальчика об этом не знают. Да и ребята эти умнее и хитрее. Умело притворяются порядочными. Родители в восторге. А потом - бац! Пещерку выставили. Отсюда следует, что запрет общаться с первыми ребятами - это борьба с симптомами. А нужно было учить мальчика думать СВОЕЙ головой, вступая в общение. Принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.

От этого примера перейдем к запрету компьютерных игр. Вот инициатор запрета ряда игр первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова сообщает, что в игре The Sims 3 "У героя также есть опция поцеловать однополого друга" бла-бла-бла, еще много разных опций! читайте здесь!

Хочется сказать Яне Лантратовой, опция поцеловать друга есть и е жизни. Вопрос в том, кто и почему этой опцией пользуется. Более того, в играх эта опция появилась именно потому, что в жизни кто-то начал целовать друзей. И, как мы видели выше, практиковались еще при Ломоносове. Искусство отражает реальность, а не на оборот. Запрещать тут бесполезно. Кто очень хочет - тот сделает. Более того, тут прям как в примере с ребятами из детской комнаты милиции - запретили вы одну игру, а есть еще масса о которых вы не знаете. И дальше что, яростно переигрывать все игры в поисках "плохих"? Не лучше ли потратить энергию для создания позитивного образа будущего страны. Образа настолько яркого и позитивного, чтобы условный гражданин "жене наврал, что к любовнице! Любовнице наврал, что к жене, а сам на чердак и учиться, учиться, учиться!"

Ну и в который раз повторю. Проблема не в симптомах! Проблема в системе. Родители говорят детям, что нужно хорошо учиться, много работать. А дети видят Даню Милохина на Петербургском Экономическом Форуме и задают резонный вопрос - нафига.

Воспитание - оно как пропаганда! Если не бьется с реальностью - долго не работает.

На этом - всё! Спасибо что зашли. Надеюсь, было интересно. Делитесь соображениями в комментариях. За сим, прощаюсь! Берегите себя. Всех бла-бла-благ!