Найти в Дзене

Из денщиков в Адмиралы...

А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧТО... Контр - адмирал Денис Спиридонович Калмыков был слугой... Одним из первых учебных заведений, созданных Петром I в России, была школа математических и навигацких наук. В числе одних из первых детей дворян, зачисленных в Навигацкую школу, оказался сын калужского помещика Максим Спафариев, совершенно не желавший учиться. Чтобы "отмазать" чадо, родители быстренько определили его в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Но всё конечно же быстро вскрылось и Пётр был в гневе! На "чёрные работы" их не сослали, как грозился изначально государь, а отправили на обучение за границу, в Голландию. Из воспоминаний известного адмирала Алексея Ивановича Нагаева, одного из первых выпускников Навигацкой школы, известно следующее.... «Отец Спафариева дал сыну, - писал в своих воспоминаниях адмирал, - слугу из калмыков, человека ума острого, ко всему способного и приверженного к их дому. Сей калмык никогда почти не отлучался от господина своего, воспользовался п

А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧТО...

Контр - адмирал Денис Спиридонович Калмыков был слугой...

Одним из первых учебных заведений, созданных Петром I в России, была школа математических и навигацких наук.

В числе одних из первых детей дворян, зачисленных в Навигацкую школу, оказался сын калужского помещика Максим Спафариев, совершенно не желавший учиться. Чтобы "отмазать" чадо, родители быстренько определили его в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Но всё конечно же быстро вскрылось и Пётр был в гневе! На "чёрные работы" их не сослали, как грозился изначально государь, а отправили на обучение за границу, в Голландию.

Из воспоминаний известного адмирала Алексея Ивановича Нагаева, одного из первых выпускников Навигацкой школы, известно следующее....

«Отец Спафариева дал сыну, - писал в своих воспоминаниях адмирал, - слугу из калмыков, человека ума острого, ко всему способного и приверженного к их дому. Сей калмык никогда почти не отлучался от господина своего, воспользовался преподаваемым ему учением, а паче касательно до морской науки, к чему наиглавнейше назначен был господин Спафариев».

В общем барин так и продолжал вести разгульный образ жизни, забив на учебу, а за него учился его слуга. Денщик - калмык, вынужденный посещать занятия за своего подопечного, настолько увлекся учением, что не только проштудировал учебники барина, но даже иногда в качестве ученика выходил за него в море!

Пётр и студенты.
Пётр и студенты.

По прибытии в Санкт-Петербург прошедшим обучение юношам предстояло пройти экзамены, которые должен был принимать царь Петр.

Принимал экзамены Пётр строго, придирчиво и не сдавших (таких было большинство) ждало жёсткое наказание.

На экзамен Спафариев взял с собой слугу-калмыка. Петр заметил, что Спафариеву подсказывает некий юноша, велел обоим подойти ближе и начал строгий допрос. Быстро выяснив, в чем дело, царь попросил калмыка ответить на несколько каверзных вопросов из области изученных наук.

Из воспоминаний Нагаева: «Калмыку сему царь не только пожаловал вольность, но и чин мичмана во флоте, а господина его повелел записать матросом в команду ему, дабы он постарался научить его тому, что сам разумеет. Калмык же сей стал именоваться Денисом Спиридоновичем Калмыковым.

И вот, бывший деньщик заканчивает с отличием и Новигатскую школу. Далее отправляется в Англию проходить штурманскую практику, где в совершенстве овладевает не только искусством военной навигации, но и английским и голландским языками. Затем, вернувшись в Россию, он по распоряжению направлен на Тырницкие заводы – руководить поставкой такелажей и якорей для российских судов... Так началась стремительная карьера человека из низов.

За особые успехи офицеру Калмыкову было пожаловано дворянство, и он был уважаем не только офицерами сослуживцами , но и многими государственными служащими . Сам же он до конца жизни был скромным человеком, далёким от светской жизни, в море он чувствовал себя намного комфортнее.

Возможно именно так он и выглядел...
Возможно именно так он и выглядел...

Калмыков служил командиром кораблей, участвовал в Финской кампании, обучал гардемаринов. При Елизавете Петровне он был назначен экспертом коллегии по морским делам, переводил английский морской регламент и устав для последующей корректировки российского устава. Так же он стал автором морских «Генеральных сигналов» (способа передачи информации между кораблями с помощью флагов и вымпелов), изданных в 1742 году, переработав устаревшую систему сигналов.

Сигнальные флаги и вымпелы
Сигнальные флаги и вымпелы

С 1734 г. Калмыков командовал «детищем Петра» - Кронштадтом. При Калмыкове на вооружении в крепости находилось более 400 орудий, триста из которых были направлены на фарватер.

За умелое командование морской крепостью в 1742 г. Калмыкову было присвоено звание контр-адмирала. Среди кронштадтцев он пользовался непререкаемым авторитетом. Прямой и неспесивый, любящий правду и вникающий во все тонкости флотской службы - таким он остался в памяти современников: от младших чинов до флотоводцев. Скончался «крестник» Петра Великого на посту главного командира Кронштадтского порта в 1746 году...