Найти тему
Другое мнение

Китай: древняя стела рассказала о взлете и падении Несторианской Церкви

Оглавление
Справа: Сианьская стела, 1907 год. Слева: несторианское надгробие из Цюаньчжоу
Справа: Сианьская стела, 1907 год. Слева: несторианское надгробие из Цюаньчжоу

Ранее в этом году ученые объявили, что Черная смерть появилась в горных хребтах Тянь-Шаня, которые проходят через Кыргызстан, Казахстан, Синьцзян (Китай) и Узбекистан. Доказательства этого откровения появились после изучения ДНК человеческих останков на двух кладбищах XIV века в Кыргызстане. Это известные археологические памятники, а на одном из надгробий есть надпись на древнеуйгурском языке, указывающая на несторианские христианские верования.

Сегодня эта традиция христианства в основном существует на Ближнем Востоке и известна как Ассирийская Церковь Востока. Большинство христиан, жестоко убитых ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией в РФ) в Сирии и Ираке в последние годы, принадлежали к этой Церкви, разделяющей несторианскую христологию. Несмотря на узкий географический регион, в котором они живут сегодня, Церковь когда-то посылала миссионеров через всю Азию и в конце концов пришла в Китай в 7 веке.

В 451 г. н.э. Халкидонский Собор подтвердил полную божественность Христа, полную человечность Христа, Христа как одну личность, и что божественность и человечность Христа были различны и не смешивались вместе. Это богословие было принято католиками, восточно-православными церквями в Римской империи, а затем протестантами после Реформации. Однако пять восточных церквей, большинство из которых находилось за пределами Римской империи, отказались принять халкидонское определение веры: Армянская Церковь, Коптская Церковь, Ассирийская (Сирийская) Церковь, Эфиопская Церковь и Индийская Церковь. Их отделение от Церкви в пределах Римской империи вызвало первый великий раскол в христианстве.

В V веке в Персии в результате слияния Антиохийской Церкви Римской империи и Ассирийской Церкви была основана Ассирийская Церковь Востока. Последователи этой секты считали Нестория святым, несмотря на то, что архиепископ Константинопольский был обвинен в ереси и предан анафеме на Втором Эфесском соборе в 431 году.

Несторианская Церковь приходит в Китай

Несторианская Церковь отличалась большим рвением к зарубежной миссии. На протяжении 6 века они посылали миссионеров через Среднюю Азию, монгольскую пустыню, Китай и нынешнюю Индию, основывая в этих районах большое количество церквей. Церковь распространилась по Западной и Центральной Азии и вдоль Шелкового пути в Китай в 7 веке, обеспечив самую раннюю встречу между христианством и древней китайской цивилизацией. Позже она процветала в Китае во времена династии Тан (618–907 гг.).

В 2019 году в Китае стал популярным китайский исторический телесериал «Самый длинный день в Чанъане», действие 20-й серии которого происходит в «цзинском (несторианском) храме». Попытки воссоздать великолепие архитектуры древней несторианской церкви побудили китайских зрителей задаться вопросом, к какой религии принадлежал храм.

На китайском языке древняя Несторианская Церковь называется цзин цзяо (景教), или «религия яркого света». После падения династии Тан приход несторианского христианства в Китай был забыт и обнаружен только позже в истории из-за монументальной стелы (плиты).

Известная как 大秦景教流行中国碑 («Стела процветания римской Несторианской Церкви в Китае»), или «Сианьская стела» или «Сианьский памятник» на английском языке, она является одним из национальных сокровищ Китая. Она считается одним из четырех самых представительных древних памятников в мире, наряду с Розеттским камнем, камнем Меша (Моавит) и камнем солнечного календаря ацтеков.

«Еще в пятом и шестом веках группы сирийских монахов пересекли Среднюю Азию и принесли имя Иисуса вашим предкам, — писал Папа Иоанн Павел II в письме к католикам Китая в 1999 году. — Даже сегодня знаменитая стела в столице Чанъань (Сиань) сильно напоминает тот исторический момент, начиная с 635 года, когда произошло официальное вхождение в Китай «Религии света».

Стела рассказывает историю

В 781 году нашей эры миссионер Яздхозид (伊斯) воздвиг Сианьскую стелу во дворе несторианской церкви. Надпись, выгравированная персидским миссионером по имени Адам (景净) и написанная Люй Сюянем (吕秀岩), военным офицером из Тайчжоу, состоит из 1780 китайских иероглифов и сотен сирийских знаков. Часть этого текста формулирует теологию несторианства:

«Поэтому наш Мессия (弥施诃), посланный Триединым Богом, Светлым и Славным, сокрыл свою славу и пришел в этот мир, смирившись как человек. Бог послал ангела, чтобы сообщить благую весть о том, что дева родила Сына в Римской империи. Он основал новую религию Триединого Бога, ведомого Святым Духом, чтобы человек мог оправдаться верой».

Текст стелы также рассказывает о приходе несторианства. Согласно ей, на девятом году правления императора Тайцзуна (太宗) (635 г. н. э.) в Китай прибыл несторианский «человек великой добродетели» (大德, титул епископа) по имени Алопэн. Император принял Алопэна при дворе в Чанъане и пригласил его в дворцовую библиотеку для перевода священных писаний своей религии.

Тайцзун лично интересовался этой новой религией и считал ее учения праведными, истинными и подходящими для распространения среди населения. Три года спустя он издал указ о создании в городе несторианского храма (Инин Фан). Двадцать один монах-несторианин был рукоположен для управления церковью. На стене храма висел красочный и яркий портрет Тайцзуна.

Историки считают, что Алопэн, вероятно, был тюркоязычным персом. Император Тайцзун, вероятно, также говорил на тюркском языке — его бабушка, мать и жена были из тюркоязычной кочевой этнической группы сяньбэй, и они, вероятно, разговаривали напрямую.

Стела была утеряна после того, как император запретил иностранные религии в Китае в 9 веке, и была захоронена во время одной из многих войн в более поздней истории Китая. В 1623 году, во время правления Сицзуна династии Мин, рабочие раскопали ее на окраине Сианя. После того, как они сообщили губернатору, он сам посетил это место и установил ее на постамент.

Обнаруженная стела привлекла внимание местных китайских интеллектуалов. Один из них, новообращенный христианин, определил текст как христианский по содержанию. Он отправил копию текста стелы Ли Чжицзао (李之藻) — обращенному в христианство через Маттео Риччи, первого миссионера-иезуита в Китае, — и заместителю министра при дворе династии Мин. Ли опубликовал текст и рассказал о нем миссионерам-иезуитам.

Многие западные миссионеры узнали о стеле и попытались сделать ее топографию и перевести текст на европейские языки. Опасаясь, что стелу могут украсть жители Запада, местные жители тайно перенесли стелу в соседний буддийский монастырь, храм Цзиньшэн, и попросили буддийских монахов позаботиться о ней. Между тем, многие жители Запада призвали правительство династии Цин (1636–1912) защитить стелу.

В начале 20 века Фриц Вильгельм Хольм, датский авантюрист, попытался купить стелу и отправить ее в Лондон для сохранения. Когда Жун Цин, министр образования, был проинформирован о потенциальной покупке, он приказал губернатору Шэньси остановить продажу. В конце концов Хольм согласился расторгнуть договор купли-продажи, но ему разрешили изготовить копию стелы того же размера и привезти ее в Лондон. В 1907 году губернатор провинции Шэньси поместил стелу в храм Сиань Бейлинь («Лес стел») (ныне Сианьский музей Бейлиня), где она находится и по сей день.

После того, как Хольм вернулся в Лондон, он сделал партию копий с реплики, которую он привез из Китая, и раздал их университетам разных стран. Сегодня эти копии существуют в Вашингтоне, округ Колумбия; Рим; Гора Кымган, Северная Корея; Киото и Касугай в Японии.

Уроки истории для христианской миссии

Несторианское христианство практиковалось во времена правления 10 императоров династии Тан. Согласно тексту стелы, христианство было «во всех 10 провинциях», несторианские храмы «наполняли более 100 городов», а семьи верующих «были богатыми и благополучными». Среди новообращенных был Го Цзыи (郭子仪), известный генерал Фэньяна.

В 845 году нашей эры император Узонг (武宗) приказал «уничтожить буддизм», движение, которое также затронуло другие религии из зарубежных стран, и запретило Несторианскую Церковь. Христианство процветало во времена династии Тан более 200 лет, но в одночасье исчезло.

Но почему Несторианская Церковь закрепилась в Китае и так быстро погибла?

Когда Несторианская Церковь пришла в Китай, она явно зависела от традиционной философии и религий Китая — конфуцианства, буддизма и даосизма, особенно буддизма. Буддизм был процветающим и могущественным в династии Тан до такой степени, что его лидеры не боялись религий меньшинств с Запада, а императоры династии Тан терпимо относились к несторианству.

Несторианская Церковь называла свои церкви «храмами Цзин» (景寺), а духовенство — «монахами» (僧侣), используя те же слова для буддийских храмов и монахов. Стремясь к просторечию и из-за того, что квалифицированных переводчиков было мало, несториане заимствовали важные буддийские и даосские языки и терминологию при переводе библейских и богословских терминов. Например, они использовали «чистый ветер без слов» (浄风无言) для обозначения Святого Духа, «взращивание добра через правую веру» (陶良用于正信) для оправдания верой и «бритье головы». (剃度) для рукоположения в священники.

Более того, Несторианская Церковь приняла стратегию «миссии через политику», применяя подход высокого уровня для воздействия на высокопоставленных чиновников императорского двора, чтобы они обратились к вере, добиваясь внимания императора и покровительства князей и министров.

Однако, такая стратегия оказалась слишком зависимой от китайской культуры и политической власти. Когда император Вузун стал даосом и под влиянием даосских священников «искоренил буддизм», несторианство было прямо замешано в политике и стало целью искоренения.

Хотя выходы во власть дали временное официальное признание несторианства, распространение веры было ограничено научным классом и не достигло широкой публики. Таким образом, по сравнению с буддизмом, который также был иностранной религией, несторианство оставалось маргинальным из-за малочисленности последователей и слабого влияния среди низов. Как только исчезла поддержка правящего класса, по ресурсам Церкви был нанесен серьезный удар.

Такой миссионерский подход также ослабил бы истину Евангелия. Как сказал ученый из Университета Гуйчжоу Лю Чжэннинг в своей статье:

«Чтобы как можно скорее укорениться и заявить о себе в чужой стране, в процессе перевода классики и разъяснения веры верующие (несториане) полностью полагались на различные ресурсы китайской культуры. … Но это было сделано за счет искажения и разбавления доктрин и богословских мыслей проповедуемого ими христианского евангелия».

Хотя позже несторианство было оправдано против обвинений в ереси со стороны многих христиан, «китаизированная» версия несторианства могла быть просто синкретической верой, отличной от ортодоксальной христианской веры.