О том, что ему нравится писать и что пишется легче - роман или рассказ, о своих увлечениях и творчестве, приёмах писательства и любимых писателях рассказывает писатель-фантаст (с элементами фэнтези и магреализма) – Сергей Седов.
Сергей известен и любим моими читателями как автор писательского коллективного проекта Клуб Космических пахарей. Но совсем недавно он изменил нам с издательством "Крафтовая литература", в котором вышел его рассказ в сборнике "Депрессия. Торг. Писательство".
И что за рассказ был в "Депрессии" - депрессивный?
– Ну он такой, как все у меня. Грустный чуть, про одиночестве, дружбу, и что мы можем сделать друг для друга.
Я представила тебя как Космопахаря, но ты же не с этого начал писать, не с нашего проекта. Расскажи, что было в самом начале, почему вдруг (или не вдруг) начался этот писательский зуд (или не зуд)?
– Я всю жизнь придумывал истории. Странные, без начала и конца, крутил их у себя в голове. Даже не думал их как-то записывать, доводить до ума. Творчески реализовывался в музыкальной области - играл на басу, сочинял песни, работал, для дочки сказки придумывал. И отмахивался, когда мне говорили - ты их запиши, у тебя хорошо получается.
А потом, буквально в один день, на меня снизошло что-то вроде просветления – я понял, что хочу сочинять книги. Но уверенности в том, что у меня получится, не было никакой. Мне кажется, каждый автор в определённый момент задаётся вопросом: тварь ли я дрожащая или писать могу)
Я помаялся немного, а потом решил пойти учиться. Записался на литературные курсы CWS Майи Кучерской, и началась моя писательская жизнь. Там я познакомился с большинством будущих Космопахарей. До сих пор вместе, выпускаем сборники рассказов.
Какие книги у тебя вышли, в каких журналах публикации, какие конкурсы и премии – расскажи о своих достижениях, похвастайся!
– Началось все с того, что я вышел в финал конкурса Новая Фантастика 2020. Это был мой первый серьезный рассказ, и сейчас я его, пожалуй, переписал бы, тем не менее он вышел в победители, так что мне тогда фантастически повезло. Я до сих пор храню дома красивую стеклянную шайбу с надписью «Победитель НФ 2020».
Какое-то время я регулярно участвовал в конкурсах. На «Пролете фантазии» занял второе место. Там традиционно очень сильный состав участников, так что, я считаю, есть место для некоторой гордости.
Мои рассказы публиковались в сборниках Эксмо ("Твист на банке из-под шпрот"), журнале «Рассказы», альманахе «Пашня» от Creative Writing School, и, конечно, в сборниках от «Клуба космических пахарей».
Однако, львиную долю своего времени я тратил на роман. Теперь он завершен, веду переговоры с издателями.
Что ты больше любишь – рассказ или роман? Что лучше получается?
– Я и то, и другое люблю. Поскольку мне нравятся сложные сюжеты и неторопливое повествование и атмосферность, роман для меня - идеальная форма. С другой стороны, эта неторопливость сыграла со мной злую шутку. Мой первый роман набрал объем почти в двадцать три авторских листа. Это в два раза больше, чем принятый сейчас формат книги.
Рассказ же, в силу своего небольшого объёма, требует от автора с самого начала выделить самое важное - мотивы, обстоятельства, ёмкие характеристики персонажей. Тут надо отсечь все лишнее.
За что я люблю рассказы - обратная связь приходит быстро. Их можно отправлять на конкурсы, в журналы, выкладывать в сеть. А быстрая обратная связь для писателя значит много. Возможность оценить, как люди реагируют на твой текст, дорогого стоит. И нет ощущения, что ты пишешь в стол.
Можно даже начитать аудиокнигу - самому или попросить разбирающихся в этом людей. Виктория Радионова озвучила мой рассказ «Танец клоунов на ступенях морга» и его на сайте akniga.org прослушало какое-то безумное количество людей (и вы можете послушать по ссылке)
Есть какие-то особые приёмчики, как писать то и другое – рассказ и роман, в смысле, это же разные подходы?
– В романе можно позволить себе, например, написать целую созерцательную сцену или сон героя. Хотя, чем дальше, тем больше я понимаю, что не следует этим злоупотреблять. Не нужно красивостей ради красивостей, описаний ради описаний. Пусть все выразительные средства будут служить целям автора.
И роман, и рассказ, после того, как появилась общая идея, я бы рекомендовал начинать с построения костяка, сюжета. Это как собирать динозавра из ИКЕИ: сначала скелет, потом внутренние органы и мышцы, и уже в конце шкура и внешность.
В процессе написания романа, многие сюжетные повороты с большой вероятностью поменяются. Это нормально. Но если заранее предварительный план не составить, можно просто потеряться к середине. А переделывать большой по объему текст - та еще задачка.
Как посоветуешь писать роман, как к нему подступиться, как его закончить, довести до ума? Есть у тебя секреты мастерства?
– Роман - дело долгое. Мне кажется, начинать его стоит только тогда, когда у автора есть цепляющая идея, тема, которая будет «тащить» его от начала к завершению. Без неё, мне кажется роман не завершить.
Мысли «а хорошо бы мне написать роман» - недостаточно. Нужен стимул, который год или даже несколько лет будет побуждать снова и снова открывать ноутбук, блокнот, включать компьютер и работать.
Нужен обязательный предварительный план. Хорошо понимать, в каком месте сюжета ты находишься.
Писать роман - дело не только долгое, но ещё и одинокое. Желательно найти людей, которым можно показывать отрывки, обсуждать, получать критику и положительные отзывы. Это очень помогает.
Любишь работать в коллективе или в одиночку? Космопахари – интересный проект или нет, не то?
– Пишу я в одиночку, никогда не пробовал с соавторами. Не то, чтобы я против, но не уверен, что смогу с кем-то сработаться, потому что у меня довольно странные идеи и образ мыслей. Не так легко найти человека, что будет со мной полностью на одной волне. Впрочем, если мне предложат попробовать писать вместе, я скорее всего соглашусь, потому что мне интересно. Но пока никто не предлагает.
А Космопахари - совсем другое. Это коллективный выход сборников. Мы друг другу помогаем и поддерживаем. Так что мне эта активность очень нравится, хотя иногда я очень устаю. Потому что, как мне кажется, я не создан для менеджерской работы. Но с помощью моих коллег по клубу, мы уже выпустили пять сборников, еще четыре в работе. Минимум два должны выйти в этом году. Так что мы движемся.
Мечтаешь ли о бумажной книге в «нормальном» издательстве? И в каком бы хотел прогреметь и прославиться?
– Я даже не мечтаю, а поставил себе цель и целенаправленно двигаюсь в этом направлении. Публикация в издательстве - своеобразный знак качества. Многие говорят, что это уже не так, но мне до сих пор хочется его получить.
Я бы у Шубиной хотел выпуститься на самом деле, но это дальняя цель, на перспективу. Еще мне импонирует Астрель.
А так - где получится, все равно, как я понимаю ситуацию, заниматься продвижением придется самостоятельно. Вот Дарья Стрельченко, талантливый писатель, рассказывала, что после выпуска первого романа, она обходила книжные магазины и покупала собственные книги, чтобы рекламировать, рассылать блогерам.
Читаешь книги других авторов? Есть у тебя любимые современные писатели – среди официальной литературы или в среде самиздата?
– Конечно, читаю, правда не слишком много. В прошлом году, я подсчитал, что прочел чуть меньше пятидесяти книг. Но у меня много времени уходит на чтение рассказов для сборников, а также рассказов писателей, участвующих в конкурсах, потому что меня стали приглашать в жюри «Новой фантастики», «Бумажного слона», в прошлом году позвали на конкурс детских новогодних рассказов. Так что я теперь, наверное, эксперт по современной отечественной малой прозе.
О современности - я не читаю целенаправленно именно новинки, потому что не веду литературный блог, и стараюсь читать не для общего развития, а для удовольствия. Поэтому выбираю книги, что мне с большой вероятностью понравятся. Получается бессистемно.
Посмотрел в читалке две последние книги: «Жизнь Пи» Анна Мартела, начинающаяся, как стандартная робинзонада, с жестоким и непредсказуемым концом и «Скажи волкам, что я дома» Кэрол Брант - очень странная для меня книга, она полна символов и смыслов.
Я читаю много фантастики и фэнтези. Люблю Чайна Мьевиля, Йэна Бенкса, выборочно Нила Геймана. «Архивы буресвета» Брендона Сандерсона - это что-то потрясающее. Джаспер Ффорде очень нетривиально мыслит, я люблю все его книги - и серию про Книгомирье, и «Последнюю охотницу за драконами», и все другие.
Из отечественных авторов для меня первая - Линор Горалик. Я проваливаюсь в ее книги, как в темное озеро.
Как думаешь, самиздат – это тупик или за ним будущее? Что в нём хорошо, а что плохо? Что бы ты изменил и улучшил?
– Скорее всего, самиздата станет больше, издательств меньше. Возможно появится какой-то микс первого и второго. Тут я не уверен. Для меня минус самиздата в том, что писателю самому приходится брать на тебя издательский функции - продвигать, рекламировать. А это отгрызает большой кусок времени и сил. Впрочем, люди, чьи книги вышли в крупных издательствах, часто жалуются, что никто их книгами не занимается, им тоже приходится делать все самим.
Есть ли смысл печататься в самиздате? Как оно по деньгам?
– Ну, наши сборники, Клуба Космопахарей пока особых денег не принесли. Мы и не рассчитывали. Хотя, я точно знаю, что они хорошие. Мы очень ответственно подходим к отбору рассказов, и авторы у нас крутые, но я совершенно не умею продвигать и продавать. И времени на это у меня нет. Поэтому у нас хорошие отзывы, но мало продаж.
Вообще, я знаю, что есть люди, которые в самиздате что-то зарабатывают. Одна писательница делилась своим опытом. Объясняла, что именно надо писать. Типа, историю про девушку и властного, но холодного мужчину, сердце которого она постепенно завоевывает. Рассказывала, что зарабатывает на этом среднюю по Москве зарплату.
Но я для себя решил, что лучше я буду продолжать добывать деньги на своей основной работе, а писать буду о том, что мне нравится. Иначе для меня во всем этом нет ни творчества, ни смысла.
Итак, все (или почти все) говорят, что писательством заработать невозможно. Тогда зачем?
– Потому что я люблю создавать истории и миры. Готов делать это даром. Хотя хотел бы стать профессиональным писателем, просто для того, чтобы у меня для творчества появилось больше времени. Чтобы я не выкраивал время по выходным и утрам-вечерам после работы, а уделял творчеству больше времени. У меня столько планов и задумок!
И всё же ты как-то живёшь, работу работаешь? И по профессии ты – кто?
– На мне семья и кошка. Не могу позволить себе уехать в дом у озера и творить. Но у меня работа тоже творческая, я дизайнер интерьеров. Творчество там, правда, совершенно другого рода, но тоже очень интересное. Цвета, объемы и композиция - это мое. И, надо признать, это сильно помогает мне в писательстве. Легче придумывать сцены в помещениях.
Какие ещё увлечения у тебя есть, кроме писательства?
– Я очень люблю музыку. Классику, джаз-рок и просто рок. Одно время я играл в группе на бас-гитаре. До сих пор жалею, что прекратил это. Но я просто не могу совмещать все, что я люблю. Пришлось выбирать.
И – пожелания читателям или любые слова, какие сам хочешь произнести напоследок.
– Я желаю читателям много новых и интересных книг. Если возможно, читайте больше современной литературы. Давайте шанс неизвестным авторам, среди них много талантливых людей. И мира нам всем!
Спасибо большое Сергею за интервью и пожелания! В свою очередь желаем ему издать свой роман в бумажном хорошем издательстве – у Шубиной, раз такое дело)
Понравилось интервью? Любите фантастику? И не забудьте подписаться на канал! У меня ещё есть для вас много интересного здесь и в ТГ и ВК