Глава 42. Ангелы и люди.
Не перестаю удивляться тем, кто считает, что ангелы лучше пророков и святых угодников.
Если превосходство заключается во внешности, то облик человека лучше тех, у кого крылья. Если же человеческая наружность не будет принята из-за присущих ей нечистот, то ведь облик - не сам человек, а лишь его форма. Затем, в числе того, что обычно вызывает отвращение, есть и благое, например, запах изо рта постящегося¹, кровь мучеников², непроиз вольный сон во время молитвы³. Форма имеет наполнение, а судить нужно по существу.
Есть ли у ангелов достоинство, за которое «Аллах любит их» (5:54), или заслуга, которой «Аллах хвастается»⁴? И как вообще уместна эта тема, если ангелы поклонились человеку? Разве это не говорит о его явном превосходстве?
Если же речь идёт о превосходстве в знаниях, то ведь из вестна история о словах ангелов «Нет у нас знания» (2:32) и ответе Аллаха «Поведай им, Адам» (2:33).
Если кто-то отдаёт ангелам приоритет за сущность, из которой они состоят, то ведь наши души того же рода, и вдобавок Мы обременены тяжестью тела. Клянусь Аллахом, всадник нуждается в верховом животном, поэтому останавливается, чтобы найти ему корм, и обращается с ним мягко в пути, чтобы достичь долины Мина до наступления первых десяти дней месяца Зуль-Хиджжа.
¹ Аль-Бухари, 1894, Муслим, 1151.
² Аль-Бухари, 237, Муслим 1876.
³ Абу Дауд, 1314. Хадис достоверный, см. «Сахих ат-таргиб», 600.
⁴ «В день Арафата Аллах приближается к своим рабам и хвастается ими перед ангелами». Муслим, 1348.
Удивительно! Неужели кто-то превозносит ангелов за их многочисленное поклонение? Но ведь им поклоняться ничто не мешает. Разве кто-то удивляется тому, что вода течет, а склон её ускоряет? Вот если бы вода текла вверх и преодолевала препятствия - это было бы удивительным.
Но всё же можно представить, что они ослушаются и притязают на божественность от своей способности превращать скалы в пыль и раскалывать землю. Поэтому они и были предупреждены: «Тому из них, кто скажет: "Я являюсь богом помимо Аллаха", - воздаянием будет Геенна» (21:29). Однако они знают о наказании Истинного, потому и остерегаются Его.
А что касается нашей отдаленности от истинного познания, слабости нашей убеждённости и силе нашей страсти и беззаботности, то ведь всё это нуждается в приложении усилий, несравнимых с усилиями ангелов. Клянусь Аллахом, если бы один из приближённых ангелов был испытан тем, чем испытаны мы, он не смог бы совладать с собой. Человек просыпается, а шариат говорит ему: «Зарабатывай для своей семьи и смотри - будь осторожен в своём заработке». А им уже овладело то, что не подвластно его воле, как любовь к супруге, привязанность к ребёнку всеми фибрами души и нужда тела в удовлетворении естественных потребностей.
Любимцу Аллаха было велено: «Зарежь своего сына своей рукой и собственноручно срежь плод своего сердца, а затем встань на катапульту, чтобы тебя бросили в огонь».
Мусе было сказано: «Постись целый месяц ночью и днём». Затем шариат велит разгневанному успокоиться, смотрящему - опустить взгляд, говорящему - замолчать, сладко спящему - проснуться на молитву, потерявшему любимого - терпеть, пораженному недугом - благодарить, а воину перед двумя врагами - оставаться на поле боя. И знай, что смерть приносит с собой невыносимую горечь и вырывает душу из тела. Крепись же, когда она придет. И знай, что в могиле ты будешь растерзан, а потому не ропщи, ведь так суждено. А заболев, не жалуйся людям. Есть ли у ангелов хоть что-то из перечисленного? Или у них незамысловатое поклонение, которому не препятствуют естество и прихоть? И разве больше это, чем поклонение внешнее - поясные и земные поклоны и прославление? Где же их внутреннее поклонение, как у нас?
¹ Тафсир Ибн Касир, 5/279. Вероятно, данное предание - евреизм.
Затем большинство из них прислуживает нам: записывают наши дела, защищают нас, посылают ветры и дожди. А величайшая их обязанность - просить прощения за нас. Как же можно превозносить их над нами без явной на то причины? А когда кому-то из них проходит испытание, как например то, что передаётся от Харута и Марута, они совершают нечто непристойное¹.
Но ни в коем случае не думай, что я считаю поклонение ангелов чем-то неполноценным, ведь они сильно страшатся и боятся Создателя, поскольку знают о Его Величии. Однако спокойствие непогрешимого укрепляет его душу, а тревога погруженного в грехи поднимает его душу к глотке.
Знайте же, братья мои, почëт вашей степени и защищайте души от скверны грехов, ведь вы представляете собой превосходство над ангелами. И берегитесь того, что грехи опустят вас на уровень скота. И нет силы и мощи, кроме как от Великого и Всевышнего Аллаха!
¹ Ахмад 6178. Предание недостоверное, см. «аль- Иляль», 1699.
Глава 43. Не следуй тому, о чём не знаешь.
Я видел многих людей и большое количество учёных, которые не прекращали изучать до самого основания то, что им было велено знать лишь в общем, не докапываясь до сути. Душу, например. Аллах скрыл её от нас и сказал: «Скажи, что дух - из дел Господа» (17:85). Однако они не остановились на этом и принялись изучать природу души, но так ничего и не добились, и никто из них не привёл доказательств своим заявлениям. То же касается и разума. Несомненно, он существует, как существует и дух, но узнать о них можно только по их проявлениям, а их самих изучить невозможно.
Если кто-то спросит о тайном замысле сокрытия подобных вещей, то я отвечу, что душа способна подниматься по степеням, и если она познает суть этих вещей, то поднимется до степени Создателя. Поэтому сокрытие сути некоторых созданий увеличивает Его почет. Если сущность некоторых созданий неизвестна, от этого Создатель ещё более велик и возвышен.
Если кто-то спросит о том, что такое гром, молния и землетрясение, мы ответим, что это нечто устрашающее, и этого достаточно. Знание об их сути сокрыто по той причине, что будь оно открыто, это приведёт к умалению почёта Создателя. Кто поразмыслит над этой главой, осознает её важность.
И если в отношении созданий это утверждение верно, то Создатель более велик и возвышен. Поэтому стоит ограничиваться доказательством Его существования, затем приводить доказательства отправления Им пророков, а затем из Его писания и от Его пророков узнаются Его описания. И ничего к этому не нужно добавлять. Но многие люди пытались узнать описания Аллаха посредством своих личных суждений, что обернулось для них бедами. Если скажем, что Аллах существует, и из Его слов мы знаем, что Он - Слышащий, Видящий, Живой, Могущественный, нам достаточно этого как Его описаний, в остальное мы не вдаёмся. Также скажем, что Аллах - Говорящий, а Коран - Его Речь, и не обременяем себя сверх этого. Наши предшественники ничего не говорили о том, является ли созданным чтение и прочитанное, не говорили, что на Трон взошёл сам Аллах, и не говорили, что нисходит Он сам. Они говорили лишь то, что передаётся в священных текстах, без каких-либо добавлений, и отрицали от Аллаха то, что на основе доказательств установлено как неприменимое к Нему. Эти выражения - лишь пример, аналогично поступай и с остальными атрибутами - спасешься свободным от отрицания и избавленным от уподобления¹.
¹ Гром, молния и землетрясение - это природные явления. Священные тексты призывают нас изучать окружающий мир и извлекать из него знамения. Современная наука раскрыла суть этих явлений, но от этого они не стали менее устрашающими.
Что касается подтверждения атрибутов Аллаха как есть, то если под этим подразумевается вера в них в их явном значении и воздержание от слов и мыслей от подробностей их образа, то таково и есть учение суннизма. Но если подразумевается передача текстов об атрибутах Аллаха только в виде слов, лишенных смысла то это - еретическое учение тафуида.
Что касается добавления фразы «сам Аллах» к словам о Нисхождении, Восхождении на Трон и Пришествии, то в этом нет нужды, если человек верит в эти атрибуты в их явном значении, потому как этих слов нет в священных текстах и высказываниях предшественников. Их были вынуждены добавить более поздние учёные в противовес тем, кто считал, что нисходит не сам Аллах, а Его милость, и что придёт не сам Аллах, а Его повеление.
Глава 44. И в невежде есть польза.
Считаю, что большинство людей существуют, но их будто нет: одни не знают Создателя, вторые считают Его таким, как ему подсказывают органы чувств, а третьи не понимают смысла религиозных обязанностей. И вот ты видишь, как люди с признаками аскетизма усердствуют в стояниях и сидениях, отказываются от желаний и забывают о привычном для них стремлении к славе и поцелуям руки. Если попытаешься заговорить с таким, он скажет: «Разве говорят это такому, как мне? Да ещё и такой грешник!». Эти люди не понимают сути. То же самое касается и многих учёных, высокомерно презирающих в душе соратников.
Я удивлялся, как такие люди могут быть пригодны для соceдcтвa c Истинном и жизни в Раю, но затем понял, что польза от их существования в этом мире того же рода, что и польза от их попадания в Рай. В этом мире люди принимают от них назидание. Познавший Аллаха понимает, что Аллах оказал ему благо, открыв ему то, что от этих людей скрыл. А порядок поддерживается благодаря тому, что народ подражает внешнему образу этих людей, ведь познавший Аллаха не может позволить себе тратить время на тех, кто не идёт дальше внешнего образа. Поэтому аскет как пастух скота, учёный - как воспитатель детей, а познавший Аллаха - как мудрый наставник. Если бы не шахтёры, охранники и кочегары, царь не смог бы существовать.
Жизнь познавшего Аллаха полноценна, когда он получает от них соответствующую пользу. Когда они приходят к нему, он освобождает их от оков. Те же, которые к нему не приходят, подобны частице «не» в речи: это и лишнее слово, и усилительная часть речи.
Кто-то скажет: допустим, такое объяснение годится в отношении этого мира, но что насчёт рая? Ответ в том, что к соседу нужно относиться хорошо, а лицезрение несовершенного увеличивает наслаждение совершенного. Но у каждого из них свой источник. Кто поразмыслит над этим, того мои краткие указания избавят от долгого объяснения.
ЗАПАС ЗНАНИЙ