В 40х годах 17 века голландцы поняли, что ирокезы не жаждут дружбы с французами, они снабдили индейцев ружьями, и те на 10 лет превратили жизнь французских колоний в ад. Ирокезы добрались до Монреаля, убивая на пути всех обращенных в христианство индейцев. Набеги закончились в 1652 полной победой ирокезов.
Когда Новые Нидерланды были захвачены англичанами, те тоже думали толкнуть индейцев на войну против французов, но под дипломатичным руководством Фронтенака их удалось сдержать.
Если бы не ирокезы, то нельзя было бы сказать, какой сильной могла быть Новая Франция, или как тяжко бы пришлось английским колониям воевать против индейцев, которыми руководили французы.
Поэтому такую важную роль сыграл лишь один залп в 1609 году...
Когда началась война короля Вильгельма, ответственность за поддержку нападений индейцев на противника легла на англичан. При содействии губернатора Нью-Йорка Томаса Донгана ирокезы совершали набеги на земли близ Великих Озёр, внося хаос во французскую торговлю.
4 августа 1689 года индейцы нанесли удар на севере, уничтожив поселение Лашин. Неудивительно, что французы хотели ответить тем же.
Для этого Людовик XIV вернул на пост уже престарелого Фронтенака, и тот организовал вторжение в Нью-Йорк. Экспедиция началась в январе 1690 и двинулась бесшумно по снегу. В планах было нападение на Олбани, но помешала погода. Экспедиция остановилась около поселения Шенектади ночью на 8 февраля 1690.
Голландцы в поселении мирно спали, они не верили, что индейцы будут атаковать зимой. Даже ворота оставили открытыми насмешки ради, а вместо часовых слепил пару снеговиков, и у них были на то мотивы...
Эта роковая ошибка стоила многих жизней.
Другие приграничных города также были уничтожены при участии Фронтенака.
Поселение на том месте, где сейчас стоит Портленд в Мэне, сдалось французам при условии, что жителям сохранят жизнь. Конечно, условие не выполнили. В таких случаях винили французов, но те отговаривались, что не стали возражать более многочисленным ирокезам.