Найти в Дзене

Episode 13: Billy Preston. Черныш из "Битлз"

Episode 13: Billy Preston. Черныш из «Битлз»

Выходные данные: Billy Preston “Ultimate Collection” Universal Music Enterprises 2000 USA.
Total time 74:40

Справедливости ради: не смотря на уверенное владение клавиатурой пианино с младых ногтей, регулярное участие в концертирующих составах настоящих super star (Ray Charles, к примеру), впечатляющее число сольных альбомов, и ещё более внушительное число участий в сессиях других музыкантов, Billy Preston остаётся в памяти народной тем, кто едва не стал 5-м из The Beatles: его роль в записи формально последнего альбома группы трудно переоценить, и не зря на «заднике» конверта “let It Be” он стоит третьим в списке благодаримых «битлами»: после продюсера George Martin’а и звукорежиссёра Glyn Johns’а, которому и позвонил Пол Маккартни дождливым вечером декабря далёкого 1968-го, когда с затеей "живой концерт группы" всё и завертелось…
Будучи отменным клавишником, Престон блестяще продемонстрировал это во время записи альбома, сыграв в семи треках добросовестный аккомпанемент и впечатляющие сольные партии: один размашистый, «баптистский» проход по клавиатуре органа «Hammond», предваряющий гитарное соло Леннона, в заглавной вещи альбома чего стоит! Впрочем, сие не удивительно: некоторое время Престон успешно играл в гастролирующем составе известной на всю Америку певицы Махалии Джексон — этакой Людмилой Зыкиной негритянского «госпел» — там, видно, и набил пальцы…
Не вникая в суть вопроса, я было думал, что с «битлами» его свёл Фил Спектор — тот самый, самопровозглашённый шаман американской звукозаписывающей индустрии, преуспевший в придании жидкоголосым негритянским квартетам звучания танковой колонны на марше, — именно тот, в чьём окончательном сведении (категорически не принятым Полом Маккартни) мир и услышал альбом “Let It be”. Но на деле — Престон был давно знаком с Дж. Харрисоном, и тот не без умысла пригласил его на репетицию: дабы разрядить порядком накалившуюся атмосферу; а затем может чего и сыграть. Так оно и вышло, вплоть до полноценного участия Престона в знаковом, 40-минутном (последнем!) концерте "Битлз" на крыше их alma mater — "Apple Corp."
Но вот что такого же занятного рассказать об анонсируемом диске — ума не приложу. Купившись на категорически-исчерпывающее название «Ультимативная коллекция», я приобрёл 70-минутный сборник клавишного фанка — именно так, по факту. Моему нежному, славянскому уху, выпестованному в традициях ясных, чётко обрисованных европейских гармоний, от Баха и Вивальди, до гениальных соотечественников Мусоргского с Чайковским (в классической музыке, как нигде в ином, мы стойко наследуем европейским традициям), с пролонгированием таковых в размашистых сочинениях Yes, Pink Floyd; Emerson, Lake & Palmer, etc. не за что было зацепиться в этих сочных синкопах и вязкой полиритмии, регулярно оформляемыми избыточно многословным «Хэммондом». Даже главный хит Престона, “Outa-Space”, за который он получил свой «Грэмми», совсем не впечатлил — у нашего кудесника винтажно-советской эпохи синтезаторной музыки Эдуарда Артемьева, подобных тем, по-моему, тележка с пригорком — не счесть… В общем, как говорят коллекционеры со стажем: «диск для галочки»…
И то верно: иногда яркое, многообещающее начало, сулящее дивное будущее, по прошествии суетных десятилетий, оказывается на поверку главным событием жизни. Похоже, именно так у Престона и случилось.