Путешествие в литературе и кино (в хорошей литературе и кино, конечно!) это всегда не только внешнее изменение жизненного пути, но и внутреннее.
Оставьте поход из точки А в точку Б задачам по математики. Сегодня мы обсуждаем мотив пути в культуре!
Поговорим для начала о вещах поверхностных.
Для чего герою нужно покинуть привычное место, уйти в неизвестные земли, где его явно ждёт неизвестность?
- Исключительность, отличность от других.
- Нужда, бегство от опасности, изгнание.
- Усталость от закоснелых устоев общества, желание найти своё место.
- Внутренний зов.
Рассмотрим пример из мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге». В начале сериала мы видим Зуко, антагониста, противостоящего главным героям. Он – принц в изгнании, заложник ситуации.
Герой получил воспитание в тиранической семейке, где отец – буквально диктатор своей страны. Конечно, в начале истории это явно не самый приятный герой, довольно сложно чувствовать к нему симпатию. Впечатление о герое оставляет как его агрессивный характер, так и внешность.
Но всё-таки Зуко – не зло в последней инстанции, уже на начальном этапе зритель проникается к нему долей симпатии, благодаря неоднозначной жизненной ситуации персонажа. Это крючок, который заманивает и ловит зрителя.
Вот – интересный герой, не положительный, но и не сущее зло! Изменится ли он?
Вернёмся к теории!
Желает ли герой покинуть привычное место? Зону комфорта?
- Как и у любого человека, внутри персонажа будут сомнения и вопросы.
- Герой будет ограничен в своём сознании. Он будет сопротивляться обстоятельствам, чувствовать страх, неуверенность. Первое испытание – его переломный момент. И вот выбора уже нет – герой отправляется в путь.
В случае принца Зуко переломных моментов было предостаточно. Ему давали шанс исправиться и перейти на «сторону добра» несколько раз.
У него был замечательный наставник дядя Айро, просто лучший мудрый старичок! И всё равно он всё время оступался и делал неправильный выбор, ослеплённый желанием достичь своей призрачной цели – вернуться домой и обрести уважение семьи (напомню, максимальной чокнутой, злодейской семьи тиранов и деспотов).
Что дальше?
Путь оказывается не таким, каким представлял его герой. Его подстерегают опасности, он встречает друзей, любовь и испытания.
Ещё чуть-чуть и герой достигнет цели. И вот – самое главное испытание, накал страстей, судьбоносная встреча, высший конфликт. Ещё немного, и он упадёт, проиграет, останется один – в забвении, ни с чем. Но вот – успех. В последний момент он находит выход, переступает себя, осознаёт все свои ошибки и побеждает.
Зуко наконец осознаёт, что его настоящая семья – не те, кто с позором изгнали его, а люди, которые действительно его любят.
Но вот проблема – кажется, уже поздно. Он отверг дядю, самого близкого человека в своей жизни. Он – враг главных героев, хотя внутренне с ними заодно. Что делать? Приходится превозмогать. Идти и исправлять свои ошибки, хотя это очень больно и тяжело.
- Да, ему не верят.
- Да, он остаётся один.
Но что делать? искупление не даётся легко!
В конце концов принц Зуко переходит на сторону главных героев и исправляет все свои ошибки.
Что происходит внутри персонажа?
- Переосмысление ценностей.
- Стыд за проступки и преступления прошлого.
- Желание стать лучше.
- Внутренний рост.
- Счастье и внутренний покой.
Герой остаётся в новом, принявшем его мире или возвращается в старые земли, но полностью изменённый внутри. Он изменяет себя и мир вокруг себя!
Вот такая получилась статья! Спасибо, если прочитали. Пишите комментарии и ваше мнение!