Было в эпоху раннего СССР своеобразное и очень зрелищное шоу. Всесоюзные испытательные пробеги экспериментальной авто и мототехники были похожи на гонки из фильмов серии "Безумного Макса". Экспериментальные машины, мотоциклы и даже велосипеды отправлялись из Москвы в экстремальные путешествия по СССР на тысячи километров. В одном из таких пробегов сложил свой руль первый советский мотоцикл "Союз". Судьба второго, хоть и опосредованно, тоже зависела от этой сумасшедшей гонки.
Созданием первого серийного мотоцикла СССР, страна всецело обязана инженеру Петру Можарову. Техник и технолог, дореволюционного еще образования, занимался в основном комплексными задачами государственного уровня - от ремонта котелен после Гражданской войны до восстановления и проектировки целых заводов. В 1927 году, старший инженер Ижевских заводов Петр Можаров выступил с личной инициативой - организовать на базе ижевского предприятия производство мотоциклов.
СССР тогда не имел еще ни одного серийно мотоцикла собственного производства - поэтому инициатива заслуженного инженера была немедленно поддержана руководством завода и партии. Можарова отправили в Германию для получения опыта на немецких заводах. Спустя два месяца он вернулся и вошел в мотоциклетную группу конструкторов. Ижевские заводы стремительно поднимали ставки - Петру Можарову поставили задачу не только сконструировать мотоцикл, но и подготовить проект отдельного мотоциклетного завода.
С какой страстью отдался инженер своей страсти можно по тому факту, что уже в августе 1928 он лично участвует во Всесоюзном испытательном пробеге на немецком Neander-500. Маршрут Москва-Тифлис-Москва, продолжительность - 25 дней!!! Прочувствовав все тонкости, Можаров взялся за работу и к концу 1928 года проект второго советского мотоцикла был готов. Следующий год прошел в работах по его техническому воплощению....
В течении 1929 года были собраны пять опытных образцов с индексами ИЖ- 1,2,3,4,5. Уже сентябре все они приняли участие в очередной серии советского "Безумного Макса" - Первом всесоюзном испытательном мотопробеге отечественных образцов. Ижевские мотоциклы показали себя в нем очень неплохо. Однако, где-то наверху было принято странное решение - производство двухколесной техники отечественных разработок отложить, а наладить выпуск образца, скопированного с проверенного зарубежного.
Прототипом первого советского серийного мотоцикла был выбран немецкий DKW Luxus 300. Налаживать его серийное производство было решено поближе к центру - в Ленинграде. Для этой цели, в конце 1929 года, Петра Можарова переводят на завод "Промет", треста массового производства. Гениальный инженер делает невероятное - за кратчайший срок проектирует мотоцикл на базе немецкого образца и организует технологический процесс. В сентябре 1930 года первая серия советских мотоциклов покидает заводские цеха.
Название первого серийного мотоцикла СССР - Л-300, расшифровуется как "Ленинград, трехсоткубовый". Согласно традиции, в 1931 году он участвует в очередной гладиаторской гонке по маршруту протяженностью почти 5000 км, из которых три тысячи - бездорожье. Ленинградские машины проходят испытание достойно и их производство решено продолжить. Однако, мощностей "Промета" были ограничены и настоящий рассвет Л-300 начался в 1933, когда производство перевели на завод "Красный Октябрь".
Л-300 быстро стал мечтой любого советского мужчины. На нем были выиграны многие гонки, пробеги и установлены с десяток советских спортивных рекордов. Но основным потребителем двухколесной техники были военные. Большая часть производимых мотоциклов уходила в войска. Они стали основой нового рода подразделений и приняли участие во многих конфликтах и войнах - от Халхин-Гола до Великой Отечественной. Производство Л-300 на "Красном Октябре" продолжалась до 1939 года.
Л-300 надолго пережил своего создателя. Петр Можаров, запустив первое советское производство мотоциклов, был переведен в Москву в НАТИ - проектировать первый армейский мотоцикл. В 1932 году, инженер вернулся в Ижевск, чтобы изготовить и собрать его опытные образцы. В 1933, Можаров снова в Москве - готовит Подольский механический завод к массовому выпуску военных мотоциклов. В начале 1934 года его наконец-то отправляют в отпуск, в санаторий ЦК ВКП(б) в Сочи. 11 марта его родные получили известие о том, что потомственный дворянин и гениальный советский инженер Петр Можаров покончил жизнь самоубийством. До сих пор причины и обстоятельства его гибели остаются невыясненными, а могила будет считаться утерянной до 2015 года.
При публикации использованны фото из книги Андрея Мятиева ""Мотоциклы СССР. 1924-1945"