Пишу я о моде уже довольно давно, и нет-нет, да и всплывёт возмущённый комментарий на тему «Какой олень будет всё это носить?! Уж точно не я!!». И сейчас я открою кому-то страшную тайну…. Высокая мода не для того, чтобы кататься в маршрутке. Не для того, чтобы ходить за хлебушком. Она вообще не для того, чтобы вы её носили.
Надо сказать, я начала писать о моде не от хорошей жизни, а на заказ. В тот период я одевалась в Спортмастере, и на моду мне было чхать с высокой колокольни. До этого у меня был «свой стиль» (готика, это была готика), потом стиль Спортмастера, и к моде я относилась с глубоким презрением. До осознания того, что такое мода и для чего она нужна, прошли годы, отрицание, гнев, депрессия, и, наконец, принятие.
Принятие моды совпало с обучением в Институте культуры и искусства (университете, на тот момент). Предметы «история искусства», «теория культуры», «история материальной культуры» сработали как-то незаметно и синергично и привели к мысли, что мода – это самое что ни на есть злободневное искусство. Да, я изобрела велосипед. Но это был МОЙ велосипед.
Итак, кому же нужна эта высокая мода? Вначале надо отметить, что дизайнеры не идиoты. Уж точно не глупее нас с вами. Они прекрасно понимают, что носить всякие дирижабли с подиума никто не будет.
А если не понимают, директор по маркетингу объяснит, что к чему.
Чаще всего, выпускают несколько коллекций: авангарндый haute couture (тот самый «от кутюр») и приближенный к жизни prêt-à-porter (готовое к носке). И даже прет а порте в бутиках часто разбавляют ещё более массовыми и понятными моделями. Никто не пытается судорожно втюxaть высокую моду, а чаще всего эти модели вообще не продаются.
Так зачем они нужны? Если отталкиваться от равенства мода-искусство, вопрос отпадает сам собой. Подиумные коллекции – создание не одежды, а смыслов. Ведь именно смысл то, что отличает искусство от поделки. И работа дизайнера шире, чем просто конструирование одежды. Конструирование – ремесло, создание новых форм и смыслов – искусство.
Теоретически, в каждой хорошей новой коллекции должен быть смысл. Хорошие дизайнеры облекают в плоть и кровь идеи, которые витают в воздухе, или предлагают свои.
Именно поэтому мне нравится то, что делает сейчас Баленсиага – за фасадом спорной эстетики, бесспорно, есть о чём подумать. Хоть это и не haute кутюр, а самое что ни на есть носибельное барахло
И эти идеи, эти подиумные смыслы неносибельного авангарда освещают всё то, что потом идёт в магазин на потребу широких народных масс. Как физически, - где-то уникальный оттенок, где-то форма воротника, -так и эмоционально. Те, кто приобщается к миру моды, не покупают одежду, они покупают смысл и чувство сопричастности. Женственность Валентино, респектабельность Армани, ceкcyaльнocть Дольче. Сопричастность интересной личности дизайнера, его идеологии, сообществу поклонников с определёнными ценностями.
Ну а нам, простым смертным, в авангардных коллекциях можно подсмотреть те детали, которые потом пойдут «в народ» и массовое производство. Коллекции haute couture это концентрат, не надо понимать их буквально и пытаться прилепить к быту. Надо вдохновляться, впитывать, где-то спорить, где-то удивляться, повышать ту самую «насмотренность». Мы же не идём в музей с мыслью, как бы втиснуть статую в свою хрущёвку.
В конце концов, это просто интересно. Современные показы могут поспорить с театральными постановками. Вы бы пошли смотреть показ новой коллекции «Бершка»? Или «Твоё»? Демонстрация каталога готовой одежды – вот уж воистину унылое зрелище.