В воспитании должны быть рамки и правила. Но при насильственном они внедряются слепо, и им строго следуют, а при ненасильственном – подход в целом гибкий и творческий, хотя есть несколько правил, которые соблюдаются всегда. Но этих правил немного, ребенку их объясняют, они простые и понятные.
При насильственном воспитании из ребенка лепят нечто по образу, созданному родителями, по их взглядам. Например:
«Он должен стать врачом. Это престижная и высокооплачиваемая профессия, к тому же, у нас в семье все врачи»
И не принимается в расчет, что ребенка падает в обморок при виде крови и зачитывается русской классикой.
При ненасильственном же воспитании родители со вниманием относятся к способностям и интересам ребенка, помогают ему открыть свои таланты и предпочтения и развить их.
Родители, применяющие насильственное воспитание, делают так потому, что их самих так воспитывали, у них просто нет других примеров. Часто такие люди точно так же относятся к себе. И заставляют себя делать то, что им не нравится, есть то, что невкусно, зато полезно, поступать правильно, а не так, как они бы в глубине души предпочли.
Насильственным я бы назвала воспитание, при котором ребенка подавляют, его чувства и желания игнорируются или обесцениваются, ему навязывают свою модель поведения. Обычно в таком воспитании много жестких правил и понятий, как должно быть и что правильно, а что плохо, недопустимо и порицаемо. Много наказаний и мало поощрений. Догмы и установки важнее чувств и потребностей ребенка.
Ненасильственным я бы назвала воспитание, при котором ребенок уважается как отдельная личность, имеющая права и заслуживающая бережного и внимательного отношения. Такие родители скорее будут подавать пример собственным поведением, объяснять ребенку законы мира и последствия разных поступков, много рассказывать и объяснять, делиться своим видением. Они будут договариваться, а не принуждать, спрашивать, почему он хочет так или иначе, а не диктовать свою волю, интересоваться мнением ребенка и стараться ему помочь.