Понятно, что все книжные герои разные. Их можно рассортировать по стандартным типам или создать свои. Но популярность героя, а значит, и популярность книги в целом зависят не от выбранного типажа. Успех произведения во много определяется тем, насколько образы главных героев соответствуют ожиданиям читателей.
Что ждут читатели от героев
Разные читатели, конечно, ждут разного, и содержание образов героев во многом зависит от особенностей читательской аудитории, её интересов, увлечений, предпочтений. То есть её ожиданий. Такие ожидания изучаются издательствами, да и авторы, заинтересованные в успехе своей книги, тоже стремятся понять, что ждёт от книги их читатель. Однако, если автор пишет исключительно для себя, то ему неинтересны предпочтения аудитории, всё равно книгу будет читать он сам. Как самому нравится, так и пишет.
Но я сейчас не об этой проблеме, а о том, что же ждут читатели от книжных героев, преимущественно главных. Как уже сказано, в первую очередь ожидания эти зависят от жанра книги и особенностей целевой аудитории. И, несомненно, те, кто увлекается жанром романтического фэнтези, видят идеального героя по-другому, нежели поклонники детектива или исторических романов. Но есть и ряд общих для всех героев характеристик и принципов построения образа. Несоответствие им лишает персонажей шанса на успех в глазах читателей.
Главный герой должен быть привлекателен. Не обязательно красив внешне, хотя совсем уродов сделать успешными сложнее. Но все же примеры такие есть, допустим, Квазимодо. Важнее внешней привлекательности красота внутренняя — яркость и сила характера, такие ценные в любом обществе качества, как мужество, самоотверженность, справедливость, сила духа и т. д.
Причём совсем необязательно, чтобы герой обладал всеми качествами сразу — такие персонажи вызывают недоверие читателей. А вот разбавленные какими-то недостатками и слабостями, они делают образ живее.
Герой должен быть сильным, то есть сопротивляться ударом судьбы, врагам, обстоятельствам. Унылые нытики никому не нравятся ни в книгах, ни в жизни. А если персонаж и проявляет подобные качества в начале книги, то он просто обязан обрести силу духа потом, иначе он разочарует читателей.
Правда, слабого главного героя можно пожалеть. Возможность порыдать над судьбой персонажа привлекает определённую часть читателей. Помните, я писала о «стекле». Однако и эти читатели после эмоциональной разрядки в виде слёз сострадания ждут позитива, то есть победы героя над врагами, обстоятельствами, над собой. Плохой конец — это не то, что ожидают современные читатели от книги. По крайней мере, большинство будет им разочарованно.
Герой должен вызывать эмоциональный отклик, лучше, если это будет полная гамма эмоций: сочувствие и переживание, раздражение и негодование, симпатия и восторг. Отсутствие эмоций по отношению к главному герою, говорит о примитивности и шаблонности образа. Читатель не поверит в такого героя и его проблемы.
Герой должен развиваться. Изменения, происходящие в поведении и характере героя, увлекают читателей, вызывают азарт, делают образ интереснее и ярче. В начале книги главный герой/героиня вполне могут быть «серенькой мышкой» или «офисным хомячком». Но происходит что-то, и герои меняются (часто вынужденно), у них раскрываются внутренние резервы, происходит становление характера, и развиваются такие качества, как сила духа, уверенность в себе, желание поквитаться с обидчиками и т. д. То есть, говоря языком компьютерных игр, происходит «прокачка» персонажей.
Кстати, поэтому у многих авторов и читателей популярно фэнтези про «попаданцев» в фэнтезийный мир. Оказавшись в совершенно непривычных условиях, герои вынуждены измениться или погибнуть.
Главный герой должен быть максимально похож на обычного человека, с которым читатель может себя идентифицировать. В настоящее время популярны фэнтези и фантастика, но это не значит, что популярны и уродливые зелёные гоблины или инопланетные спруты в роли главных героев. Даже весьма милые в детских книжках маленькие человечки с крылышками не вызовут интереса у взрослых читателей. И главные герои-инопланетяне тоже должны быть антропоморфными и желательно иметь, пусть экзотичную, но привлекательную внешность.
Хотя это имеет отношение только к главным героям. Герои второго плана могут быть самыми разными — хоть древесный ёжик с Проксимы Центавра, хоть говорящий кот с примусом, хоть вредный демонёнок-шушель.
Как узнать ожидания читателей
С общими ожиданиями читателей мы разобрались, но они и так, думаю, очевидны. Хотя нередко авторы норовят создать что-то совсем уж оригинальное под видом главного героя, что диву даёшься.
Но понять, о каких героях хотят читать любители разных жанров, возрастов и интересов, сложнее. Меньше с этим проблем у тех авторов, которые принадлежат к своей целевой аудитории. Например, молодая женщина, с детства увлекающаяся фэнтезийным жанром, пишет книги в стиле ромфанта (романтического фэнтези). Или человек, перечитавший все детективы, до которых мог дотянуться, вдохновился на создание собственного произведения этого жанра.
Тут всё ясно, вот эти авторы действительно пишут для себя и в то же время для конкретной целевой аудитории. Но и им также стоит быть в курсе популярных новинок жанра, ведь вкусы читателей меняются.
Сложнее тем авторам, которые как читатели не интересуются выбранным жанром. Хотя мне трудно понять, как можно писать то, что самому неинтересно. Нет, научно-популярную литературу или прикладную ещё можно. Но художественную не только сложно, но ещё и непонятно — зачем.
Вот таким авторам начитанность в рамках жанра просто необходима. И стоит читать не только и не столько классику, сколько современных популярных (это обязательно) авторов. Потому что, например, знание детективного жанра по произведениям К. Дойла и А. Кристи никак не поможет создать образ современного сыщика.
Подводя итоги, отмечу два главных условия, необходимых для создания успешного образа героя: знание предпочтений читателей и начитанность в рамках выбранного жанра.
В заключение хочу привести один, на мой взгляд, очень яркий пример, когда прекрасно созданные образы героев буквально «сделали» всю книгу. Это «Война и мир» Льва Толстого. Многие, кто читал книгу давно, смутно помнят, какой там сюжет. Но вот героев этого произведения помнят прекрасно. И это не единственный пример доминирующей роли книжных героев. Вся классическая литература — это, прежде всего, герои.
"Типы литературных героев. Мужчины"
"Типы литературных героев. Женщины"
Еще статьи о создании образов героев вы найдете в рубрике "Такие разные герои".