Затянувшийся спор вокруг украинского производителя авиационных двигателей "Мотор Сич" перерос в крупный скандал. Китайские инвесторы уже несколько лет пытаются вернуть свои деньги. Теперь Зеленский национализировал компанию. Дело уже давно находится на рассмотрении Гаагского трибунала, и против Киева подан иск на сумму 4,5 миллиарда долларов США. Конечно, новые судебные процессы не за горами. Пекин называет это ограблением, но вряд ли ему удастся вернуть вложенные деньги.
"Расхищение средств".
Киев объявил о национализации стратегически важных компаний - "Укрнафта", "АвтоКрАЗ", "Запорожец" и "Мотор Сич". Акции этих компаний были переданы государству, а активы - Министерству обороны Украины.
Китайцы, которые годами добивались компенсации, были шокированы этим.
"С 2020 года украинское правительство постоянно создает проблемы, необоснованно обвиняет, подавляет и преследует китайских инвесторов и даже необоснованно ввело специальные экономические санкции, чтобы незаконными методами национализировать ПАО "Мотор Сич" и бесстыдно разграбить китайские зарубежные активы", - заявил Пекин.
Это были "преступные действия" и злоупотребление государственной властью, говорится в сообщении. Ван Цзин, глава пекинской компании Skyrizon, подчеркнул, что инвесторы не откажутся от борьбы.
Блокированная торговля
Спор длится уже почти семь лет.
В 2016 году Beijing Skyrizon Aviation Industry Co Ltd ("дочерняя компания" Beijing Xinwei Technology Group Co Ltd) заключила кредитное соглашение на сумму 100 млн долларов США. Два года спустя в число акционеров "Мотор Сич" вошли пять китайских компаний и один гражданин Китая. В общей сложности им принадлежало 56% акций компании.
Однако служба безопасности Украины заблокировала сделку после того, как выяснилось, что инвесторы хотят построить завод в Китае. Уголовное дело было возбуждено по подозрению в сговоре и намерении перевести активы и производственные мощности "Мотор Сич" за границу.
Весной 2018 года китайские акции были арестованы судом. Они утверждали, что Киев нарушил международные обязательства по межправительственному соглашению между Украиной и Китаем от 1992 года. В результате они потеряли возможность распоряжаться конфискованными активами и влиять на управление.
Они стремились урегулировать ситуацию. Китайцы согласились передать 25% плюс одна акция харьковской группе DCH. В августе 2020 года пекинская компания Skyrizon и украинская компания обратились в антимонопольные органы. Однако суд также отклонил эту сделку.
В отношении Украины были введены санкции.
В январе 2021 года Зеленский издал указ о замораживании китайских активов и запрете, среди прочего, вывода капитала из Украины и операций с ценными бумагами с ограниченным доступом.
"Проблема не в Китае. Дело даже не в том, как покупались акции "Мотор Сич" при бывшем президенте Порошенко. Проблема в том, что у нас нет права продать контрольный пакет акций стратегической оборонной компании Украины какой-либо стране <...> этого не произойдет во время моего президентства".
Позднее китайцы оценили ущерб в 4,5 миллиарда долларов. Beijing Skyrizon сначала обратилась за компенсацией в украинский арбитражный суд, а затем подала еще несколько исков в китайские и международные суды.
Давление США
Национализация "Мотор Сич" уже обсуждалась в прошлом году. Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, пообещал, что компания будет возвращена в собственность украинского народа "в ближайшее время законным и конституционным путем".
Однако речь идет не только о защите национальных интересов и стратегических активов. Киев хотел запретить продажу компании и передать ее американцам.
В 2020 году Пентагон опубликовал доклад, в котором говорилось, что Китай стал военной угрозой для США. Администрация Трампа начала поиск нового "надежного" покупателя для "Мотор Сич". Она предложила малоизвестную компанию Oriole Capital Group для выполнения этой работы.
"Американцы напрямую виноваты в этом конфликте, так как они негативно повлияли на отношения между Киевом и Пекином. При Байдене мало что изменилось, - говорит экономист и член консультативного комитета Николай Неплюев.