Рассказывает Питер Кронау — отмеченный наградами журналист-расследователь, писатель и режиссер. Его документальные фильмы были показаны в программах Four Corners канала ABC и в брифингах Radio National. Он редактор и соучредитель DECLASSIFIED AUSTRALIA. Он является соредактором недавно вышедшей книги «Тайна Австралии — раскрывается WikiLeaks Exposés».
Группа исследователей из университета Аделаиды обнаружила, что до 80 процентов твитов о российско-украинском вторжении 2022 года в первые несколько недель были частью скрытой пропагандистской кампании, запущенной с помощью автоматических учетных записей поддельных ботов.
Антироссийская пропагандистская кампания, исходящая от «армии ботов» фальшивых автоматических аккаунтов в Твиттере, охватила Интернет в начале войны. Исследование показывает, что из более чем 5 миллионов проверенных твитов 90,2 процента всех твитов (как с учетных записей ботов, так и без ботов) были отправлены с учетных записей, которые были проукраинскими, в то время как менее 7 процентов учетных записей были классифицированы как пророссийские.
Университетские исследователи также обнаружили, что эти автоматические твиты были преднамеренно использованы для внушения страха целевым лицам, создавая высокий уровень статистически измеримого «страха» в онлайн-дискуссиях.
Исследовательская группа проанализировала беспрецедентное количество 5 203 746 твитов с ключевыми хэштегами, отправленных в первые две недели после вторжения России в Украину, начиная с 24 февраля этого года. Исследователи в первую очередь учитывали англоязычные учетные записи: в наборе данных насчитывается 1,8 миллиона уникальных учетных записей Twitter, в которых публикуется хотя бы один твит на английском языке.
Результаты были опубликованы в августе в исследовательской статье под названием «#IStandWithPutin vs. #IStandWithUkraine: взаимодействие ботов и людей в обсуждении российско-украинской войны», подготовленной Школой математических наук Университета Аделаиды.
Размер выборки из более чем 5 миллионов твитов затмевает другие недавние исследования скрытой пропаганды в социальных сетях, связанные с войной на Украине.
Малоизвестное исследование западной дезинформации Стэнфордского университета/Graphika, проанализированное Declassified Australia в сентябре, изучило почти 300 000 твитов из 146 учетных записей Twitter. Мета/Facebook - исследование российской дезинформации, о котором две недели спустя широко сообщали ведущие СМИ, в том числе ABC, проверило 1600 учетных записей Facebook.
Сообщения о новом исследовании появились в некоторых независимых СМИ и на российском канале RT, но не более того, поэтому истории, которые не вписываются в желаемый прозападный нарратив, были похоронены.
Это знаменательное исследование, раскрывающее масштабную антироссийскую дезинформационную кампанию в социальных сетях, было фактически проигнорировано ведущими западными СМИ. Это почти стало рутиной в российско-украинской войне.
Дезинформационный блицкриг
Исследователи из университета Аделаиды раскрыли масштабную организованную операцию проукраинского влияния, которая уже проводилась на ранних стадиях конфликта. В целом исследование показало, что от 60 до 80 процентов всех твитов в наборе данных поступили от учетных записей автоматических ботов.
Опубликованные данные показывают, что в первую неделю украинско-российской войны было огромное количество проукраинских хештег-ботов. За первую неделю боты отправили около 3,5 млн твитов с хэштегом #IStandWithUkraine.
Действительно, как будто кто-то щелкнул выключателем, когда в начале войны 24 февраля вдруг вспыхнула проукраинская активность ботов. В тот первый день войны хэштег #IStandWithUkraine использовался в до 38 000 твитов в час, а к третьему дню войны этот показатель вырос до 50 000 твитов в час.
Для сравнения данные показывают, что в первую неделю активности пророссийских ботов среди топовых хэштегов практически не было. В первую неделю вторжения пророссийские боты рассылали твиты с хэштегами #IStandWithPutin или #ISStandWithRussia со скоростью всего несколько сотен в час.
Учитывая очевидное долгосрочное планирование вторжения в Украину, киберэксперты были удивлены столь нерешительной реакцией России в киберпространстве и Интернете. Исследователь из Центра исследований в области безопасности в Швейцарии сказал: «[Пророссийские] кибероперации, которые мы видели, не показывают особой подготовки и вместо этого кажутся скорее случайными».
Хэштег #IStandWithPutin, который, кажется, остался незамеченным, в основном был создан автоматическими ботами и наконец был активирован через неделю после начала войны. Этот хэштег стал появляться в большем количестве со 2 марта, на 7-й день войны. В последующие два дня он только дважды достиг отметки в 10 000 твитов в час, по-прежнему сильно отставая от активности проукраинских твитов.
Использование хэштега #IStandWithRussia было еще ниже, достигнув всего 4000 твитов в час. Всего за два дня работы пророссийская активность хэштегов практически полностью сошла на нет. Авторы исследования отметили, что учетные записи автоматических ботов, которые «вероятно использовались российскими властями», были «вероятно удалены проукраинскими властями».
Реакция на эти пророссийские сообщения была быстрой. 5 марта, после того как хэштег #IStandWithPutin стал модным в Твиттере, компания объявила, что заблокировала более 100 учетных записей, которые использовали хэштег за нарушение ее «политики манипулирования платформой и спама» и участвовали в «согласованном недобросовестном поведении».
Позже в том же месяце Служба безопасности Украины (СБУ), как сообщается, провела рейд на пять «ботоферм», действующих на территории страны. Сообщается, что связанные с Россией операторы ботов управляли более чем 100 000 поддельных учетных записей в социальных сетях, распространяя дезинформацию, предназначенную «посеять панику среди украинских масс».
Нефильтрованное и независимое исследование
Новаторское исследование университета Аделаиды отличается от этих более ранних откровений еще одним, самым уникальным и впечатляющим образом.
В то время как Стэнфордские графики и мета-исследования были проведены учеными, имеющими давние и тесные связи со службой национальной безопасности США, исследователи университета Аделаиды удивительно независимы. Академическая группа из Школы математических наук университета. Используя математические расчеты, они хотели прогнозировать и моделировать психологические характеристики людей на основе их цифрового следа.
В отличие от наборов данных, выбранных и предоставленных для исследований Stanford/Graphika и Meta, данные, к которым обращалась команда университета Аделаиды, не были получены из учетных записей, закрытых Meta или Twitter за нарушение политик, которые были заблокированы.
Джошуа Ватт — один из ведущих исследователей команды университета и кандидат медицинских наук в области прикладной математики и статистики в университетской школе математических наук.
Он объяснил Declassified Australia, что команда смогла напрямую получить доступ к набору данных из 5 миллионов твитов из учетных записей Twitter через Интернет, используя академическую лицензию, которая предоставляет доступ к Twitter API. «Интерфейс прикладного программирования» — это программный инструмент для передачи данных, который позволяет исследователям напрямую извлекать и анализировать данные Twitter.
Поддельные твиты и учетные записи автоматических ботов не были обнаружены и удалены Twitter до того, как исследователи проанализировали их, хотя некоторые из них могли быть удалены Twitter в ходе мартовских действий. Ватт сказал Declassified Australia, что многие из учетных записей ботов, стоящих за 5 миллионами проверенных твитов, вероятно, все еще активны.
Declassified Australia связалась с Twitter, чтобы спросить, какие действия они предприняли для удаления фальшивых учетных записей ботов, выявленных в ходе расследования Университета Аделаиды. На момент отправки в печать ответа не было.
Критический инструмент в информационной войне
Это новое исследование подтверждает растущие опасения, что социальные сети тайно стали «важнейшим инструментом информационной войны, сыгравшим важную роль во вторжении России в Украину», говорят исследователи.
Учёные университета Аделаиды старались быть максимально нейтральными в описании деятельности фейковых аккаунтов в Твиттере, хотя и обнаружили, что подавляющее большинство — более 90 процентов — распространяли антироссийские сообщения. Они заявили: «Обе стороны в украинском конфликте используют информационную онлайн-среду, чтобы влиять на геополитическую динамику и влиять на общественное мнение».
Они обнаружили, что у каждой из двух сторон, вовлеченных в пропагандистскую войну, есть свои цели и стиль. Российские социальные сети продвигают нарративы об их мотивах, в то время как украинские социальные сети стремятся поощрять и поддерживать внешнюю поддержку со стороны западных стран и продвигать их военные усилия, подрывая при этом представление о российских вооруженных силах.
Хотя исследование было сосредоточено на автоматических ботах в Твиттере, также были получены сведения об использовании хэштегов пользователями, не являющимися ботами. Был обнаружен значительный поток информации с пророссийских аккаунтов, но не было обнаружено значительного потока с проукраинских аккаунтов, не являющихся ботами.
Проукраинская сторона была не только намного активнее, но и гораздо более продвинута в использовании автоматизированных ботов. Проукраинская сторона задействовала больше «астротурфботов», чем пророссийская. Боты Astroturf — это гиперактивные политические боты, которые постоянно следят за многими другими учетными записями, чтобы увеличить количество подписчиков этой учетной записи.
Роль соцсетей в разжигании страха
Учёные университета Аделаиды также изучили психологическое влияние поддельных учетных записей автоматических ботов на онлайн-разговоры в первые недели войны.
Эти разговоры внутри целевой аудитории могут со временем перерасти в поддержку или неодобрение правительств и политики, но они также могут оказать непосредственное влияние и повлиять на немедленные решения целевой аудитории.
Исследование показало, что именно твиты с поддельных учетных записей ботов привели к наибольшему «росту разговоров о страхе» среди целевых лиц. Они обнаружили, что эти автоматические учетные записи ботов «ограничили использование слов из категории страха, которая включает слова, связанные со страхом и беспокойством, такие как «стыд», «террорист», «угроза», «паника» усилились».
Объединив сообщения «страха» с сообщениями о «движении» и географическом местоположении, исследователи обнаружили, что «учетные записи ботов влияют на большее количество дискуссий о перемещении/побеге/уходе или пребывании». Исследователи считают, что этот эффект мог привести к тому, что украинцы вынуждены были покинуть свои дома даже вдали от зон конфликта.
Исследования показывают, что поддельные автоматизированные учетные записи «ботов» в социальных сетях манипулируют общественным мнением, влияя на дискурс, иногда очень специфичным образом. Полученные данные служат пугающим свидетельством того, какое пагубное влияние кампании по дезинформации в социальных сетях могут оказать на ни в чем не повинное гражданское население.
Происхождение аккаунтов ботов Twitter
Исследователи сообщают, что основная часть антироссийской дезинформации в Твиттере исходила от ботов, «вероятно [организованных] проукраинскими властями».
Исследователи не смогли узнать больше о происхождении 5 миллионов твитов, но отметили, что некоторые боты «проводят кампании для конкретных стран [в титрах] и поэтому делятся контентом, адаптированным для этих часовых поясов». Данные показывают, что пик активности проукраинских ботов в США был между 18.00 и 21.00.
Некоторые подсказки относительно происхождения и назначения сообщений можно получить из конкретных языков, используемых в 5 миллионах твитов. Более 3,5 млн твитов, или 67%, были на английском языке, менее 2% — на русском и украинском.
В мае 2022 года директор Агентства национальной безопасности (АНБ) и глава Киберкомандования США генерал Пол Накасоне сообщил, что Киберкомандование проводило наступательные разведывательные операции в поддержку Украины. «Мы провели ряд операций по всему спектру: наступательные, оборонительные и информационные операции», — сказал Накасоне.
Накасоне сказал, что США проводили операции по обезвреживанию российской пропаганды. Операции законны и проводятся в соответствии с политикой, установленной Министерством обороны США, и под контролем гражданского населения. Накасоне сказал, что США, в отличие от России, стремятся говорить правду при проведении информационной операции.
Киберкомандование США направило в Украину кибергруппу «Hunt Forward» в декабре, чтобы укрепить украинские системы и сети киберзащиты от активных угроз в преддверии вторжения. Недавно сформированная Группа быстрого реагирования Европейского союза по кибербезопасности, состоящая из 12 экспертов, присоединилась к команде Киберкомандования для сканирования активных киберугроз в украинских сетях и укрепления киберзащиты страны.
США инвестировали 40 миллионов долларов с 2017 года, чтобы помочь Украине укрепить свой сектор информационных технологий. По словам помощника госсекретаря США Венди Шерман, инвестиции помогли украинцам «поддерживать интернет и поток информации даже в разгар жестокого российского вторжения».
Войны и ложь в наших карманах
С появлением Интернета войны и вооруженные конфликты уже никогда не будут прежними. Другие отмечают, что российское вторжение в Украину открыло «новую цифровую эру военных, политических и экономических конфликтов», которыми манипулируют «ноутбуковые генералы и армии ботов».
«Во всех аспектах этого конфликта цифровые технологии играют ключевую роль — как инструмент кибератак и цифрового протеста, а также ускоритель потоков информации и дезинформации», — написал один из авторов.
Пропаганда была частью войны с самого начала истории, но никогда раньше она не могла распространиться так далеко за пределы фактической зоны конфликта и на такое множество различных аудиторий.
Джошуа Уотт, один из ведущих исследователей в группе Университета Аделаиды, проводившей знаменательное исследование, заключает: «В прошлом войны в основном велись физически, причем основными формами боевых действий были армия, военно-воздушные силы и флот. Однако социальные сети создали новую среду, в которой общественным мнением можно манипулировать в очень широких масштабах».
«CNN когда-то приносил далекие войны в наши гостиные, — прокомментировал другой, — но TikTok, YouTube и Twitter принесли их в наши карманы».
Все мы носим с собой мощный источник информации и средства массовой информации — и, конечно же, дезинформацию, которая неустанно доходит до нас в результате операций влияния, проводимых «плохими деятелями», целью которых является обман.
© Перевод с английского Александра Жабского.