В этом рассказе
я упоминала о том, что наш советский торг загадочно сгорел вместе со всей документацией еще до распада СССР. В период, так сказать, перестройки и гласности. Пока расследовали причины пожара (которые так и остались тайной), Союз прекратил своё существование. Соответственно, нового торга у нас уже и не было.
Из бывших сотрудников данной организации кто-то, по примеру жены Игорька, открыл свои магазины, кто-то устроился наёмным работником в другие конторы, а вот мама моей одноклассницы пошла своим путём.
Мария Сергеевна - так звали эту женщину - проработала в советской торговле всю свою жизнь. За глаза её всегда называли "торгашкой" и не только из-за места работы и профессии. Она могла купить и продать всё, что угодно. В моих детских воспоминаниях Мария Сергеевна - яркая брюнетка с весьма пышной фигурой, очень ярко накрашенная и вся в золотых украшениях. Оля, её старшая дочь и моя одноклассница всегда щеголяла в импортной одежде. Во времена СССР в нашей школе таких детей были единицы.
Помимо работы в советской торговле, семья Марии Сергеевны держала своё хозяйство - свиней. Свинок было несколько (мне всегда казалось, что очень много). Мясо предназначалось не только для семейного питания. Большая часть шла на продажу. Принимая во внимание то, что мясо в нашем городке в советское время было по талонам, торговля Марии Сергеевны шла весьма успешно. Она вела запись желающих полакомиться домашней свининкой.
Ухаживал за поросятами муж Марии Сергеевны дядя Паша. Тихий, щупленький по сравнению с женой, дядя Паша очень любил выпить. Однажды после школы мы с дочкой Марии Сергеевны зашли зачем-то к ним домой. В квартире витал стойкий запах навоза, навстречу нам вышел пьяненько улыбающийся дядя Паша. А из ванной слышался плеск воды. Оля побежала посмотреть в чём дело. Оказалось, что дядя Паша хорошенько выпил и пошёл кормить свиней. В процессе кормёжки несколько раз благополучно падал в свиной навоз. Придя домой, дядя Паша решил постирать грязную одежду. Поэтому он, не отряхивая и не счищая прилипшее, просто положил одежду в ванну и открыл воду. Мы пришли во время. Дядя Паша очень утомился и собирался лечь спать. Неизвестно - закрыл бы он перед этим воду или нет.
После ликвидации торга Мария Сергеевна устроилась на непыльную работу ночного сторожа в детском саду и открыла свой подпольный бизнес. Бизнес пользовался огромным успехом. Надо сказать, что этим бизнесом Мария Сергеевна начала заниматься ещё в период перестройки и гласности. Но боялась развернуться в полной мере. Собственно, этот самый период и вдохновил предприимчивую женщину на такое занятие. Догадались, чем занялась Мария Сергеевна? Ну, конечно же - торговля спиртным.
В нашей стране всегда пили, пьют и будут пить спиртные напитки. К Марии Сергеевне потянулась вереница страждущих. Особенно бросались в глаза женщины. Мужчины шли как получится. В каком состоянии алкогольного опьянения поняли, что живительной влаги не хватает, в таком состоянии и отправлялись в поход. Кто-то шатался, кто-то падал, но поднимался и настойчиво продолжал свой путь. Мужчины об имидже не заботились. А вот женщины старались выглядеть прилично. Их выдавала деловитость и упорное старание идти по прямой. Хорошо помню одну даму. Работала она инженером, а в свободное от работы время расслаблялась таким нехитрым способом. С пакетом под мышкой, с видом ужасно деловой женщины, занятой решением важных инженерных проблемам, дама шла за очередной бутылочкой.
Вскоре к Марии Сергеевне потянулась вторая, немного другая, вереница. Жены покупателей спиртного стали предъявлять предприимчивой женщине свои претензии. Тут надо сказать, что Мария Сергеевна не настаивала на оплате именно денежными купюрами. В связи с этим к ней, в обмен на спиртное, несли и золотые украшения. Владелицы этих украшений и просто женщины, которым не нравилось чрезмерное потребление спиртного мужьями, приходили к Марии Сергеевне и скандалили. Скандалы эффекта не возымели. Тогда было написано несколько заявлений в милицию. То же самое - никакого эффекта. Наверное, Мария Сергеевна заранее отрегулировала этот вопрос. Обращались в налоговую - бесполезно. Тогда Марию Сергеевну пару раз побили. Ну вот тут-то как раз милиция и пришла на защиту. Марии Сергеевны, конечно. Ведь именно она стала жертвой побоев. Женщинам ничего не оставалось, как только посылать на голову торговки спиртным разнообразные проклятия.
Муж Марии Сергеевны, дядя Паша, допился до инсульта и умер. А как ему было не пить, если вся квартира заставлена ящиками со спиртным? Оля, старшая дочь и моя одноклассница, окончила торговый техникум, поработала год в каком-то частном магазине, разочаровалась в зарплате, уволилась и стала помогать матери. Вскоре Оля вышла замуж. Появление в семье молодого крепкого мужчины позволило семейному бизнесу заиграть новыми красками. Тут я должна сказать, что откуда бралась для продажи спиртная продукция - мне не известно.
Торговля продолжалась лет 10, а, может, и больше. Затем что-то пошло не так. Начал сильно пить муж Оли и зять Марии Сергеевны. Ну трудно мужичкам удержаться от соблазна. К тому же он стал утаивать от жены и тещи часть выручки. Матери и дочери всё это очень не нравилось, и Оля с мужем развелась. Ушла она с ребёнком не просто так. Проследив куда муж прячет утаённые от тёщи денежные средства (все эти средства муж переводил в американскую валюту), а также золотые украшения, также утаённые, Оля, дождавшись, когда пьяный муж уснёт, забрала все деньги и ценности из тайника и ушла к маме.
Проспавшись и обнаружив отсутствие жены и пустой тайник, муж написал заявление в милицию. Но, видимо, старые связи Марии Сергеевны ещё действовали. Правоохранительные органы не предъявили Оле никаких претензий. Бывшему мужу оставалось только пить и рассказывать всем о подлости жены. Вскоре он умер. Алкоголь не пощадил молодого и когда-то крепкого мужчину.
Бизнес Марии Сергеевны закрылся. Сделанные накопления позволили купить дочери с внучкой квартиру в столице нашей республики. Там Оля устроилась на работу кассиром в один из сетевых магазинов. Она вдруг стала задумываться о пенсии. Торговля спиртным трудового стажа не давала.
Сейчас Мария Сергеевна - обычная пенсионерка. Но из продуктов покупает себе отнюдь не макарошки. Как-то в разговоре со мной о моей работе, сказала: "Главное - любить свою работу. Мне вот повезло - всю жизнь любимым делом занималась!"
У Марии Сергеевны есть еще младшая дочь, Ксения. Ксения окончила технический ВУЗ и к семейной торговлей спиртным не привлекалась. Работает по специальности. Но есть у неё одна особенность. Когда перед Новым годом ей, мужу и детям раздают на предприятии новогодние подарки, Ксения оставляет для семьи только один, а остальные три пытается продать. Если кто-то удивляется, то ему говорят: "Что с неё взять - дочь торгашки".