Найти тему
Анна Бердникова

Если ребенок игнорирует запреты…

Из рабочего процесса:

Мой почти двухлетний сын меня совсем не слушается! Лезет везде, например, пытается сам нажить кнопку телевизора или вставить вилку в розетку. Я говорю: «Нельзя!», он оборачивается, лукаво на меня смотрит и продолжает свое дело. Как будто мать ему ничего не говорила! Даже как будто специально, нарочно старается, и оглядывается на меня тихонько. Никакой дисциплины! При этом отца, которого видит только час перед сном, слушается безоговорочно. Как исправить ситуацию?

Выделим основные факторы влияния на сложившуюся ситуацию: мама и ее основной способ запрещать, папа и его модель запрета, запрет как таковой, его специфика как действия вообще и речевого действия в частности.

Для того чтобы запреты работали, во-первых, их не должно быть много, во-вторых, они должны быть ранжированы по значимости и категоричности. В приведенных примерах категорически нельзя нажимать кнопку телевизора, но можно ли говорить, что совершение этого действия представляет опасность для ребенка, равно как и включение электроприбора в сеть. Более того ребенок демонстрирует умение в обращении с электроприборами. В-третьих, если запрет озвучен категорично, например, при помощи слова «Нельзя!», важно сделать так, чтобы ребенок выполнил предписание или воздержался, в зависимости от того, что требуется.

Например, нельзя включать утюг в розетку ни в коем случае. Значит, если Вы застаете ребенка за попыткой включить утюг, необходимо это действие пресечь в моменте и сделать невозможным его осуществление в будущем. Проще всего этого достичь, убрав утюг в недоступное для малыша место.

Но с кабелем телевизора так поступить может не получиться. Поэтому здесь нужно внутри себя определиться: почему я не разрешаю ребенку включать вилку в розетку, когда я смогу дать такое разрешение, что станет для меня показателем того, что уже можно?

Если я запрещаю потому, что возраст не пришел пользоваться электричеством - это одно, если потому, что ребенку доставляет удовольствие включать и выключать прибор, наслаждаясь властью над картинками и звуками - это совсем другое. В первом случае важно, прислушавшись к себе, ответить, в каком возрасте не рано.

Если ребенок включает и выключает, с риском сломать прибор, необходимо прервать процесс, сказать: «Нельзя» и переключить внимание ребенка. Важно не допустить, чтобы запрет превращался в игру, поэтому как бы лукаво ребенок ни смотрел на Вас, Вы должны оставаться серьезной. Улыбка на Вашем лице утвердит ребенка в мысли, что начинается веселая игра. А уж если ко всему добавится бег по квартире, с криками: «Отдай шнур!», в эту увлекательную игру придется играть еще очень долго. Более того Ваш запрет может связаться в сознании ребенка с игровым времяпрепровождением. Поэтому если вы намерены что-то твердо запретить, нужно быть последовательной и сохранять твердость и серьезность на протяжении всего запрещающего взаимодействия с ребенком.

Вспомните, как обычно запрещает муж? В чем сходство и различие Ваших с ним запретительных моделей? Можно понаблюдать за мужем и взять на вооружение его речевые приемы. Можно оперировать именем отца. «Папа сказал нам не трогать его компьютер без него!» и переключать внимание ребенка от заинтересовавшей его вещи.

В общем и целом, возраст Вашего ребенка сейчас таков, что имеет смысл в большей степени рассчитывать на свои навыки создания безопасной среды, чем на его готовность следовать Вашим рекомендациям. Но это вовсе не означает, что не нужно говорить о правилах и запретах. Если Вы уже сейчас будете объяснять, что можно делать и чего нельзя, тогда Вы точно не пропустите тот момент, когда ребенок будет способен Вас понять целиком и полностью.