"Смерть Пилигрима"
В конце восьмидесятых в Швеции произошло одно из самых громких убийств. Был застрелен Улаф Пальме - видный политик, идеи которого в народе были весьма популярны. Убийство не было раскрыто по горячим следам. Расследование возобновили уже в нашем веке (как звучит-то!), и результаты свои принесло. Убийцу, вроде бы, нашли, но поздновато, он умер незадолго до этого.
Это всё присказка, сейчас будет сказка.
"Смерть Пилигрима" - сериал по мотивам расследования убийства Улафа Пальме, снятый, наверное, в самых лучших традициях скандинавского детектива - мрачно, атмосферно, очень депрессивно. Конечно, не Ю Несбё, поскольку всё крутится вокруг политических кругов, но близко.
Ларс Мартин Йоханссон - полицейский, детектив, очень уважаемый человек. В прошлом он довольно тесно общался с несколькими людьми, которые к настоящему (сериальному) времени занимают высокие посты, как в полицейском управлении, так и в службе безопасности. И вот один из этих людей из прошлого, Берг, предлагает Ларсу вернуться к смерти Пальме, потому что им обоим нераскрытое дело не даёт жить спокойно. Ларс соглашается, собирает весьма специфическую команду и возобновляет расследование.
В процессе, как обычно, всплывает масса очень неприятных вещей, которые творились в то время. Флэшбеки окунают зрителя иногда в такое, что начинает слегка подташнивать. Но бросить на полпути желания не возникает.
"Четвёртый человек"
Не заинтересуй меня Рольф Ласгорд (Ларс Мартин Йоханссон), я, может, и не узнала бы, что у "Смерти Пилигрима" есть продолжение. Хотя, по большому счёту, этот мини-сериал - самостоятельное произведение, но с первым его объединяют главные герои. И атмосферка ровно та же.
На этот раз Йоханссону попадает под руку дело тоже примерно столетней давности. В мутные семидесятые сердца молодежи не только в СССР требовали перемен. И хотя ни Ленина, ни партии там не было, все равно чего-то они там хотели, чего-то требовали. Дотребовались до трагедии: произошёл сначала захват заложников, а потом и взрыв в немецком посольстве. Всё это - исторические факты. История сама по себе некрасивая, но тут всплывает одно загадочное убийство. Нераскрытое, само собой. И ниточка от него тянется к Хелене Штайн, даме уважаемой в политических кругах. За ней закрепилась репутация высокоморальной особы, которую нельзя подкупить. И вот всё бы хорошо, но ей светит пост министра обороны, а таких людей надо проверять очень тщательно. Особенно на предмет скелетов в шкафу. Поскольку в разведках других стран тоже не идиоты сидят, и на каждого мало-мальски важного политика у них собран компромат. Как начальнику отдела безопасности, Йоханссону надо знать всё о своих подопечных. В том числе, и о Хелене Штайн.
"Умирающий детектив"
Ларс Мартин Йоханссон выходит в тираж. Пенсия, уютная квартирка, заботливая жена... Что ещё может человеку понадобиться?
Здоровье. Да побольше. А вот как раз-таки этого у Йоханссона больше и нет. После инсульта детективу, который привык жить, не ограничивая себя ни в чём, приходится учиться обходиться только левой рукой, да и ходить тоже получается не сразу.
Это его очень раздражает. Как и необходимость посещать врача. Который, верней, которая как-то обмолвилась, что есть одно нераскрытое дело, и только такому детективу под силу найти убийцу маленькой девочки, погибшей много лет назад при ужасных обстоятельствах. Якобы отец этой врачихи был священником, так и не посмевшим нарушить тайну исповеди, но намекнувшим дочери, что беседовал с убийцей.
Йоханссон снова собирает свою команду, хотя и не всю. Поскольку он сам особенно разъезжать не может, полевая работа в основном ложится на плечи его лучших людей.
Ну и по названию примерно понятно, что мы потихоньку приближаемся к финалу.
Резюме. Истории, все три, очень любопытные. Нет раздражающих роялей, торчащих из кустов, нет и уж слишком очевидно разложенных на поверхности подсказок. Да и актёрская игра порадовала. Очень колоритные там персонажи получились. Все. У каждого свой характер, каждый со своими тараканами. Кто-то вызывал симпатию, кто-то - антипатию, кто-то - откровенное сочувствие, от кого-то с первых моментов появления в кадре начинало тошнить. Но они все получились очень живыми. Настолько, что подлеца Бэкстрёма очень хочется придушить прям собственными руками. А уж Клааса Валтина и подавно.
Понравилось.