Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: История группы MARSUPILAMI (UK), часть 1

MARSUPILAMI

Группа MARSUPILAMIпозаимствовала свое название у героя бельгийского художника и автора комиксов Андре Франкина (André Jacques Hector Franquin), который создал этого комичного персонажа в 1952 году. Марсупилами (фр. marsupilami, от фр. marsupial “сумчатое” + ami “друг”) был помесью обезьяны и кошки, желтого цвета с черными пятнами, и длиннющим хвостом; симпатичный, находчивый и очень вольнолюбивый. Возможно, это не очевидный выбор, но прародители группы, братья Хассон, - Фред (вокал и губная гармоника) и Лири (орган) (Fred Hasson, Leary Hasson), с их англо-французским воспитанием, выросли с персонажами комиксов так называемой франко-бельгийской школы, такими как ТinТin и Les Pieds Nickelés (один из самых первых успешных французских комиксов, премьера которого состоялась в 1908 году). Опередив Принца (Prince) на несколько десятилетий, идея состояла в том, чтобы использовать сам персонаж, а не название. Но когда босс Transatlantic Records Нат Джозеф (Nat Joseph) обратился к правообладателям за разрешением, то забыл упомянуть об этом, и поэтому разрешение было дано только на использование названия. Но Джозефу настолько оно нравилось, что он настоял, чтобы группа взяла именно это новое название. Новое, потому что было и старое…

Идея создания MARSUPILAMI возникла в 1968 году после тура по Южной Испании, организованного Лири для его школьной группы LEVITATION. В последнюю минуту Фред, который пел в хоре той же школы, был призван в качестве замены пропавшего солиста. Вернувшись в Великобританию, группа удостоилась выступить на разогреве у Джо Кокера, который как раз должен был давать концерт в их родном городе Таунтоне. Это стало последней каплей для братьев, теперь они были полны решимости стать по-настоящему профессиональными музыкантами, настолько их пленила атмосфера выступлений живьем перед публикой. Однако никто из других участников LEVITATION не разделял их оптимизма, сыграть несколько концертов в свое удовольствие, это одно, а вот взять, точнее, взвалить на себя обязательства, посвятить свою жизнь этому занятию, - нет уж, увольте! Что, собственно, братья и сделали! Итак, группа реформировалась, пройдя через многочисленные смены состава, включая даже короткий период с фаготом в штате. В конце концов, к моменту создания одноименного первого альбома состав был укомплектован самым банальным способом, - понравившихся музыкантов попросту переманивали из других местных групп. Ритм-секция в лице Майка Фурэкра (Mike Fouracre, ударные) и Ричарда Хикса (Richard Hicks, бас-гитара) ранее числились в местной блюзовой группе JUSTIN'S TIMEPIECE, Дэйв Лаверок (Dave Laverock, гитара) пришел из полупрофессиональной группы THE SABRES, и завершила комплектование состава подруга Лири, студентка-искусствовед Джессика Стэнли Кларк (Jessica Stanley-Clarke, ныне Джессика Маквикар, ведущий британский производитель органических трав), которая умела играть, и довольно сносно, на флейте.

Вскоре большинство членов группы перебрались за город, где жили в пустом, заброшенном фермерском доме с огромным сараем, служившим репетиционной студией, “открытой круглосуточно”. Музыканты использовали это пространство и время, набираясь впечатлений в ожидании вот-вот настигнувшего их вдохновения, - повсюду были разбросаны классические, джазовые и рок-пластинки, слушали всех подряд, например, таких исполнителей и коллективы как Колтрейн, Майлз Дэвис, FAIRPORT CONVENTION, Маккой Тайнер, MESSIAN, Фароа Сандерс, SOFT MACHINE, YES и Заппа. И вскоре благодаря этим влияниям музыка MARSUPILAMI выросла из кавер-версий в совершенно особый вид прогрессивного рока. Синтез музыкальных влияний, который вы слышите сегодня, был результатом внимательного прослушивания, вдохновенного сочинения, часов неустанной практики и превосходного музыкального вкуса и мастерства.

"Построение" личного состава MARSUPILAMI
"Построение" личного состава MARSUPILAMI

В чем музыканты группы MARSUPILAMI нуждались больше всего на свете после всех этих усилий и многочасовых репетиций, так это в контракте на запись. И вот однажды эта злободневная тема и стала предметом горячего обсуждениям в пабе Full Moon на Хай-стрит в родном Таунтоне, и его невольно услышал эксцентрично выглядящий босоногий парень по имени Джулиан Палмер-Хилл (Julian Palmer-Hill). “Джордж”, как его называли участники группы, был значительно старше и мудрее, он к тому времени уже успел отслужить в армии, но от дальнейшей армейской карьеры отказался. Выпив энное количество шотов за новое знакомство, братья Хассон и не думали, что это приведет к чему-то, однако Джордж добросовестно приперся в их сарай, и услышав музыку группы, немедленно вызвался стать их менеджером. Надо отдать должное этому отставному вояке, но Джордж добрался автостопом (!) до Лондона в качестве представителя группы и вскоре добился результатов.

История умалчивает, каким образом Джорджу удалось молниеносно добиться просто блестящих результатов. Гиганты индустрии MCA были весьма заинтересованы сотрудничеством с группой, но, в итоге, MARSUPILAMI подписали контракт с Transatlantic Records, независимым лейблом, с которым группа отождествляла себя, - такие же молодые и амбициозные. Transatlantic на тот момент занимались главным образом продвижением фолк-музыки, но они просто не могли игнорировать растущий как на хороших пивных дрожжах рынок рок-музыки. До знакомства с молодыми вундеркиндами из Таунтона, в портфеле лейбла были контракты, в основном, как выше сказано, с фолк-исполнителями, такими как PENTANGLE, John Fahey и THE HUMBLEBUMS (Билли Коннелли и Джерри Рафферти), и кроме этого, фирма занималась также изданием такой немассовой музыки, как работы Джона Кейджа (John Cage), BRET MARVIN AND THE THUNDERBOLTS и Фрэнка Заппы, изгнанного с Verve Records из-за использования слова из 4 букв.

График выступлений MARSUPILAMI начал стремительно меняться, играли везде, от нелепых мест типа деревенского праздника в Сомерсете, до концертов в культовых местах Лондона, - Roundhouse или Farx Club, плюс еще и участвовали в модных тогда бесплатных для всех желающих фестивалях в компании с такими группами, как QUINTESSENCE или MIGHTY BABY.

Репутация группы продолжала стремительно расти. Уже летом 1969 года MARSUPILAMI, выступая на разогреве DEEP PURPLE в переполненной ратуше Barnstaple Town Hall, буквально перевернули все с ног на голову, публика явно отдала свои симпатии группе поддержки. нежели “гвоздям программы”, чему стал свидетелем сам Джон Лорд, который был в зале и стал свидетелем того, как группа молодых нахалов затмила его собственный уже к тому времени знаменитый бэнд. В том же году MARSUPILAMI были удостоены чести открывать грандиозный фестиваль на острове Уайт, они выступили первыми в первый день фестиваля Isle of Wight. 19 сентября 1970 года группа выступила и на первом концерте еще одного впоследствии ставшим знаменитым фестиваля, в Гластонбери. Еще одним достижением стала победа на региональном этапе конкурса на звание лучшей новой группы, организатором которого было издание Melody Maker. Правда, их дисквалифицировали и лишили победы, так как в это время стало известно о подписании профессионального контракта группы со звукозаписывающей компанией, что противоречило условиям конкурса, там как раз-таки подобный контракт был главным призом для победителей конкурса.

MARSUPILAMI были популярны не только на родине, но и на континенте, они стали настоящими завсегдатаями и звездами клуба Paradiso в Амстердаме и AMVJ в Роттердаме. Группа также выступила на Гамбургском пасхальном фестивале 1970 года вместе с Алексисом Корнером, CHICKEN SHACK и RENAISSANCE.

Первый альбом MARSUPILAMI, выпущенный на Transatlantic, был записан в июне 1969 года в студии звукозаписи Sound Techniques, расположенной неподалеку от лондонской улицы Кингс-роуд, и выпущен в апреле 1970 года. Студия, которая была переоборудована из старой молочной, а ныне отданная под квартиры, как раз незадолго до записи была оснащена новейшим оборудованием фирмы Dolby. В этой студии записывались также Джо Бойд (Joe Boyd): Ник Дрейк (Nick Drake), INCREDIBLE STRING BAND и FAIRPORT CONVENTION, а инженером был Джон Вуд (John Wood).

Все пять треков были записаны за несколько дублей, практически вживую. Музыка действительно уникальна и самобытна, ее трудно классифицировать, и для нее невозможно подобрать аналоги. Здесь в одном треке собрано больше, чем у большинства групп того периода за весь альбом. Изменения последовательностей, стилистические сдвиги и сбивки, перепады настроения следуют друг за другом, от легких джазовых пассажей до зажигательного гитарного рока, словно стероидами накачанного качка, поддержанные мощнейшей ритм-секцией, которые внезапно сменяются медленными моментами с медитативными флейтой и органом. Содержание лирики на альбоме можно охарактеризовать не иначе как апокалиптическое, временами даже мизантропическое, сами названия композиций, тексты к которым были написаны Дэйвом, говорят сами за себя, - “Facilis Descensus Averni” (“Легко попасть в ад!”) и “And The Eagle Chased The Dove To Its Ruin” (“И гнал орел голубя до самой его гибели”), содержание же не менее мрачно. Единственный же инструментальный материал на альбоме, это “Ab Initio Ad Finem” авторства Лири Хассона, представляет собой музыкальную интерпретацию проповеди в стиле Ветхого Завета, повествующей о гибели человека в результате катаклизма.

Год спустя группа продолжила, записав второй свой альбом, Arena, который был записан в Tangerine Studios в 1970 году и спродюсирован Питером Барденсом (Peter Bardens, - THEM, CAMEL). Arena был концептуальным альбомом, который продолжал тоnже апокалиптический взгляд участников группы на мир вокруг. Прочитав книгу “Те, кто вот-вот умрет” Дэнниела П. Мэнникса (Danniel P. Mannix), Лири объединился с Бобом Уэстом (Bob West), другом, художником, который даже когда-то успел поработать роуди, чтобы собрать на пластинке воедино лирику и музыку. На альбоме Arena группа проводит параллель между падением Римской империи и упадком западной цивилизации, но с надеждой на лучший исход в концовке.

Джордж ушел с поста менеджера в конце 1970 года, решив, что с него довольно, он, видимо, просто понял, что начавшиеся распри в группе по поводу того, должна ли их музыка стать более коммерческой, ни к чему хорошему не приведут. Фред Хассон вынужден был какое-то время еще руководить группой, но и он пришел к тому же выводу, что и Джордж несколько месяцев спустя. Джессика покинула группу после записи второго альбома, и к группе ненадолго присоединился Мэни Рейдлбаух (Many Reidlebauch), саксофонист и флейтист, с которым они познакомились в Германии, но его вскоре арестовали при пересечении границы Германии за уклонение от призыва в армию. Поэтому неудивительно, что все это привело в итоге к тому, что летом 1971 года MARSUPILAMI распались, предварительно отыграв прощальный концерт в Classic Cinema в своем родном городе сентябрьским воскресным днем перед переполненным залом.

MARSUPILAMI по праву могут годиться своим мастерством и теми чувствами и эмоциями, которые они вкладывали в свою музыку. И еще они надеялись, что в будущем их альбомы будут продаваться в отделах джазовой или даже классической музыки магазинов грампластинок!

Записано со слов Фреда Хассона,

при содействии Лири Хассона и Боба Уэста в 2008 году

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, ноябрь 2022)

Prog Island: История группы MARSUPILAMI (UK), часть 2 - "Marsupilami" (1970)
PROG ISLAND13 ноября 2022
Prog Island: История группы MARSUPILAMI (UK), часть 3 - "Arena" (1971)
PROG ISLAND13 ноября 2022