Найти тему
КИРИН59 говорит

Статья-анонс о работе Бета-ридера

Литературная Беседка, ставшая для меня творческим домом, подарила не только новых друзей, но и немало возможностей.

Будучи членом жюри этого прекрасного Интернет-ресурса для писателей и читателей, я с лёгкой руки пользователей стал ещё и бета-ридером в литературной игре «Продолжи историю». В ней я делаю разборы и обзоры коротких историй, давая подробные пояснения по улучшению качества текста.

Разбирать что-то всегда полезнее на примере. Хотя порой может показаться, что в разборах только повторение уже пройденного материала. Однако каждый текст для меня – новый опыт. Ведь все слова важны и все слова нужны, это меняется только от обстоятельств – от выбора слов и порядка, в котором они расположены.

Отдельными постами или публикациями мои разборы не размещаются, только в комментариях. Поэтому мне показалась хорошей идея публиковать их на канале в виде серии статей. К тому же я обещал делиться литературным опытом.

В будущем литературную часть канала планирую расширять и другими материалами. Сейчас же предлагаю ознакомиться с ранними разборами Игры «Продолжи историю» (авторские тексты находятся в Беседке в открытом доступе). Можете сами поучаствовать в игре, и в случае победы Ваш текст вскоре тоже окажется здесь)

Разборы в Беседке в основном даются в трех вариантах для наглядного сравнения текстов: исходный или авторский, версия с комментариями Беты (к ней отдельным блоком идёт мнение Беты) и итоговый вариант текста с учётом правок Беты.

Здесь для упрощения чтения я хочу приводить два последних варианта, так как во второй версии авторский текст остаётся неизменным и лишь разбавляется комментариями в скобках, пусть и порой пространными.

Можете предложить и свои варианты, как бы Вам хотелось видеть эти статьи. Возможно, будет интересно видеть только первый и третий варианты. Или сначала третий, а потом второй. Или в иной последовательности.

Делитесь своим мнением в комментариях, и через неделю на канале появится новая рубрика «Лечим тексты».

А пока предлагаю ознакомиться с полным примером разбора.

Авторский текст:

Дрожь прошла по всему телу от его взгляда, захотелось бросить всё и бежать за ним, он притягивал, как магнит, какой-то жуткой отрицательной энергией, возможно, поэтому её так тянуло к нему, к этому бородатому чудовищу с бархатным голосом.

Не в силах противиться волшебному зову, она сделала робкий шаг, скорее, даже шевельнула ногой, продвинувшись на пару сантиметров к этому странному бородачу.

Таинственный зов инстинкта затмил голос подсознания: «Осторожно, Мария, это может кончиться плохо… это опасно… НЕ ВЕРЬ ЕМУ!». Но она уже душой тянулась к незнакомому пришельцу, веря всем сердцем, что такой огромный, яркий, громогласный человек не сделает ей ничего плохого, – и придвинулась еще ближе.

Перед ней стоял табурет, а бородатый чужак вдруг начал быстро развязывать подозрительно бугристый мешок… накручивая на большую ладонь красную веревку. Она зажмурилась от страха, какая-то запоздалая обреченность выдавила из глаз крошечные теплые слезинки, сзади засмеялись басовито, сильные руки подхватили ее и водрузили на табурет.

– А теперь, Машенька, расскажи Деду Морозу стишок, – ласково попросил папа.

Версия с комментариями:

Дрожь прошла по всему телу от его взгляда, захотелось бросить всё и бежать за ним, (Тут можно и тире использовать, или точку для упрощения повествования) он притягивал, как магнит, какой-то жуткой отрицательной энергией, (А здесь точно напрашивается точка – предложение излишне сложное) возможно, поэтому её так тянуло к нему («к нему» – лишнее уточнение: далее точно раскрывается к кому именно), к этому бородатому чудовищу с бархатным голосом.

Не в силах противиться волшебному зову, она сделала робкий шаг, скорее, даже шевельнула ногой, продвинувшись на пару сантиметров к этому («этому» – и повторение, так как выше оно уже есть, и лишнее уточнение: других бородачей нет, значит, и уточнять нет нужды) странному бородачу.

Таинственный зов инстинкта затмил голос подсознания: «Осторожно, Мария, это может кончиться плохо… это опасно… НЕ ВЕРЬ ЕМУ!». (А вот тут я засомневался. К кому относится речь: к зову инстинкта или к голосу подсознания? Это могут сказать и они оба, и кто-то один. Из того, что речь начинается после голоса подсознания, можно отнести сказанное к нему. Но в тоже время главным действующим лицом в предложении является инстинкт, и это его зов затмил голос подсознания сказанным. Более того, дальше идет противопоставление «Но душой тянулась», которое можно отнести и к инстинкту и к подсознанию. Интересный и сложный пример, интерпретация которого в этом виде зависит в итоге не столько от авторского замысла, сколько от читательского восприятия. В то же время, если обратиться к контексту (и к предыдущему абзацу), то зов инстинкта (если он и волшебный зов выше – одно и то же) скорее влек девочку вперед, а подсознание, исходя из сказанного, пыталось ему противостоять. Тогда следовало бы уточнить, что слова принадлежат именно подсознанию (например, «подсознания, которое еще пыталось предупредить:»). Я бы порекомендовал в таких случаях вносить в текст больше прозрачности, чтобы сохранить авторский замысел. Но, боюсь, без стороннего взгляда автору будет непросто заметить подобные примеры.) Но она уже душой тянулась к незнакомому пришельцу («уже душой» звучит несколько неподходяще к контексту истории: словно до этого она тянулась телом (а теперь уже душой), хотя по сути-то так и было, но смысловой оттенок отнюдь неподходящий для девочки, идущей к Деду Морозу; рекомендовал бы избежать словосочетания «уже душой», переместив «душой» либо назад «Но душой она уже тянулась к», либо вперед «Но она уже тянулась к незнакомому пришельцу душой»), веря всем сердцем, что такой огромный, яркий, громогласный человек не сделает ей («ей» – лишнее уточнение: предложение и так о ней, и к этому моменту все достаточно прозрачно, чтобы не уточнять) ничего плохого, – и придвинулась еще ближе.

Перед ней (вновь лишнее уточнение, отсылающее к Главной Героине, но она и так в центре повествования – в предыдущем предложении двинулась ближе к незнакомцу; «Перед ней» можно смело заменить, например, на «Впереди») стоял табурет, а бородатый чужак вдруг начал быстро развязывать подозрительно бугристый мешок… (Многоточие больше бы подошло повествованию, стоя в конце предложения. Чтобы не разрывать действия персонажа неуместной паузой и чтобы придать той многозначительности, которая и вызвала страх) накручивая на большую ладонь красную веревку. Она зажмурилась от страха, какая-то (Лишнее уточнение – неопределенное «какая-то», которое можно опустить, если тут же дается определение «запоздалая». Кстати, во вступлении неопределенное «какой-то» не счел лишним, потому что эта часть повествования впервые представляет героев и ситуацию, только начинает рисовать их в воображении читателей, и это уточнение говорит не столько о лишней неопределенности, сколько о загадочности героя и непонимании героиней происходящего) запоздалая обреченность выдавила из глаз крошечные теплые слезинки, сзади засмеялись басовито, сильные руки подхватили ее и водрузили на табурет.

– А теперь, Машенька, расскажи Деду Морозу стишок, – ласково попросил папа.

Итоговая версия текста:

Дрожь прошла по всему телу от его взгляда, захотелось бросить всё и бежать за ним – он притягивал, как магнит, какой-то жуткой отрицательной энергией. Возможно, поэтому её так тянуло к этому бородатому чудовищу с бархатным голосом.

Не в силах противиться волшебному зову, она сделала робкий шаг, скорее, даже шевельнула ногой, продвинувшись на пару сантиметров к странному бородачу.

Таинственный зов инстинкта затмил голос подсознания, которое еще пыталось предупредить: «Осторожно, Мария, это может кончиться плохо… это опасно… НЕ ВЕРЬ ЕМУ!». Но душой она уже тянулась к незнакомому пришельцу, веря всем сердцем, что такой огромный, яркий, громогласный человек не сделает ничего плохого, – и придвинулась еще ближе.

Впереди стоял табурет, а бородатый чужак вдруг начал быстро развязывать подозрительно бугристый мешок, накручивая на большую ладонь красную веревку... Она зажмурилась от страха, запоздалая обреченность выдавила из глаз крошечные теплые слезинки, сзади засмеялись басовито, сильные руки подхватили ее и водрузили на табурет.

– А теперь, Машенька, расскажи Деду Морозу стишок, – ласково попросил папа.