Как я уже писал ранее, прежде чем начинать выпускать продукцию, необходимо сделать техническое задание (ТЗ). Давайте разберем, что же такое техническое задание, как его правильно подготовить и, самое важное, как произвести предварительную оценку стоимости получаемой продукции. Проще говоря, понять, сколько мы заработаем.
Техническое задание – это сводный технический документ, устанавливающий требования к создаваемому изделию (его составные части или комплектующие) и технической документации на него, а также требования к объему, срокам проведения работы и форме представления результатов (ГОСТ 15.016-2016).
В техническом задании должны использоваться такие формулировки, которые будут исключать двойную или неправильную трактовку.
Техническое задание должно максимально подробно описывать все свойства изделия (процесса), а также сферу его применения и, по возможности, процедуры изготовления изделия.
Из своего опыта добавлю, что в техническом задании должно быть мало слов и много цифр. Чем более детально заказчик или технолог проработают ТЗ, тем меньше шансов, что заказчик не заплатит за нашу работу.
Очень важно согласовать техническое задание с заказчиком. Причем это не должно быть формальное «Да, я согласовал, делайте». Заказчик должен своей рукой подписать ТЗ и поставить свою печать. Еще лучше, если подписывает не директор компании, обратившейся к вам, а группа участников проекта (например, директор, главный инженер, мастер участка заказчика).
Пример из жизни:
На мое предприятие обратился заказчик с запросом изготовить им некое изделие. Я подготовил ТЗ, в котором были чертежи изделия, указаны тип тиснения, материал, нормативный вес, толщина изделия, цвет изделия по RAL. Директор заказчика подписал ТЗ, и я взял его в работу (наивный юноша).
После изготовления установочной партии образцы изделий отправили заказчику, и выяснилось следующее:
- Тиснение изделия маркетологи заказчика хотели не такое.
- Цвет изделия дизайнер заказчика готовил по CMYK, и он отличается от RAL.
- Толщина изделия нужна другая.
При разборе ситуации я достал ТЗ с подписью заказчика, на что услышал гениальный ответ: «Я в этом ничего не понимаю, нас продукция не устраивает, переделывайте за свой счет». Мы с директором нашего предприятия долго думали, почему так вышло.
Если бы в момент, когда я готовил первое ТЗ, его подписали маркетолог и дизайнер, а директор заказчика утвердил, ситуация пошла бы по другому сценарию. На возражения, что продукция их не устраивает, а директор заказчика ничего не понимает, я бы ответил: «Позвольте, тут подписи вашего маркетолога и дизайнера. Извините, но если вы хотите доработку изделия, платите деньги. А сейчас изделие выполнено ровно так, как вы хотели».
Понятно, что «клиент всегда прав», «заказчик диктует условия, поскольку платит деньги». Но нужно иногда и заказчика ставить на место. Иначе будет ситуация из моего примера.
Как составить хорошее ТЗ
В хорошем ТЗ обязательно должны быть следующие пункты:
1) Наименование изделия
2) Материал изготовления
3) Вес изделия
4) Габаритные размеры изделия
5) Чертеж. Если изделие сложносоставное, то должны быть деталировочные чертежи, сборочный чертеж, общий чертеж. Для простых изделий допускается чертежи, заменять эскизами
6) Сфера применения изделия
Остальные пункты могут быть опциональны, исходя из конкретного изделия, производства, заказчика и т. д.
Образец составления ТЗ на примере ложки из Главы 1.
Примерно так выглядит хорошее техническое задание на изделие. Я приложу еще пару образцов из разных сфер, чтобы вы могли их использовать в своей работе.
А пока предлагаю небольшой интерактив, два вопроса:
1) п. 2: почему указана марка стали, и есть приписка «или аналогичная ей»?
2) п. 6: почему есть раздел «Особые требования»?
Ваши ответы пишите в комментариях.
Как буквы превратить в деньги
После того как вы получили согласованное заказчиком ТЗ, можно приступать ко второй части работы, а именно расчету предварительной себестоимости. Разбирать эту процедуру будем на примере нашей ложки.
Первое, что нам нужно решить: какие технологии будем применять при производстве, и обосновать это решение.
Поскольку ложку необходимо сделать из стали, значит, у нас есть варианты:
1) Литье. Энергозатратно, требует дорогого оборудования, сложно с технологической точки зрения. Производительность при таком методе не очень высокая, поскольку сначала сталь надо расплавить, потом разлить в формы, формы охладить, детали извлечь из форм.
2) Штамповка. Требует наличия штампа и пуансона, оборудование простое, с технологической точки зрения доступно.
Производительность высокая, поскольку в пресс укладывается лист или полоса, происходит прессование с вырубкой. Получаем почти готовое изделие.
3) Мехобработка. Требует наличие станков с ЧПУ, высококвалифицированных кадров, большое количество инструмента и оснастки.
Производительность средняя, поскольку мы ограничены временем обработки детали, а этот параметр упирается в скорость подачи рабочего инструмента и скорость вращения инструмента (если фреза за один проход удаляет 0,1 мм металла, быстрее мы ее не заставим работать). А еще, при данном методе обработки будет большое количество отходов.
Исходя из возможностей, имеющихся в моем городе, я выбираю штамповку как самый простой и эффективный вариант.
Второе: сколько будет стоить наша ложка?
Из технического задания мы знаем, сколько должна весить наша ложка: от 15 до 25 граммов. Рыночная цена тонны стали марки 08Х18Н10 составляет 180 000 тыс. руб. за тонну. Отходность производства в норме не должна превышать 10 %. Значит, на ложку весом 25 граммов закладываем 2,5 грамма на отходы. Итого заготовка должна весить 27,5 граммов. Из тонны стали мы получим:
1000 кг ÷ 0,0275 кг = 36 363 шт. ложек.
1000 кг стали, как я писал выше, стоит 180 000 руб., значит одна ложка будет стоить:
180 000 ÷ 36 363 = 4,95 руб.
Зарплата рабочего в моем регионе на подобном производстве составляет 40 000 руб. за 5-ти дневную рабочую неделю с 8-ми часовым рабочим днем. Значит, в день затраты на рабочего составят:
40 000 руб. ÷ 28 раб. дней = 1428 руб./день.
За один рабочий день на одном прессе наш рабочий сможет сделать (условно) 1000 ложек, значит, за одну ложку рабочему необходимо заплатить:
1428 руб. ÷ 1000 шт. = 1,43 руб.
К этой сумме добавляем 30 % налоги (фонд ОМС, ФСС, ПФР), и получается 1,85 руб. за одну ложку.
А базовая себестоимость ложки составляет:
1,85 руб. + 4,95 руб. = 6,8 руб. за 1 ложку
К этому следует прибавить затраты на аренду помещения, коммунальные платежи, прочие налоги (НДС), операционные затраты на компанию (работа бухгалтера, плановика, слесаря по ремонту оборудования и т. д. Обычно эти затраты составляют еще 30-50 % от базовой себестоимости), заложить доход компании в 15%. И получается что наша ложка будет стоить:
6,8 руб. + 50 % (опер. затраты) + 15 % (доход ком-и) + 20 % (НДС) = 14,09 руб. за ложку.
Вот так при помощи простых операций буквы из технического задания превратились в цену, которую можно озвучить клиенту.
Да, мы не учитываем многих параметров:
· изготовление матрицы и пуансона;
· износ оборудования;
· затраты на упаковку и логистику и т. д.
Но думаю, в рамках данной статьи этим можно пренебречь, поскольку я хочу показать сам механизм и важность ТЗ при подготовке производства.
В следующей главе мы разберем, как на основании ТЗ спроектировать технологический процесс.