Найти в Дзене
Чехонте ТВ

"Фальстаф российской сатиры" кто он? Часть 1

Добрый день, друзья. Сегодня предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, точнее в конец На рубежи веков - 19 и 20, который принято называть Серебренным веком, было много талантливых писателей, среди которых непременно Антон Павлович Чехов. Но был еще один знаменитый писатель, Аркадий Тимофеевич Аверченко, - писатель-сатирик, драматург и театральный критик, редактор журналов "Сатирикон". Благодаря своему острому, сатирическому перу писатель получил известность как "король смеха".
Аркадий Аверченко родился 15 марта 1880 года в городе Севастополе, в семье небогатого купца.
А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования(!), так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировал природный живой ум мальчика.
В 1897 году Аркадий уезжает работать конторщиком на Донбасский рудник. Там он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о жизни на руднике ("Вечером", "Молния" и д

Добрый день, друзья. Сегодня предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, точнее в конец На рубежи веков - 19 и 20, который принято называть Серебренным веком, было много талантливых писателей, среди которых непременно Антон Павлович Чехов. Но был еще один знаменитый писатель, Аркадий Тимофеевич Аверченко, - писатель-сатирик, драматург и театральный критик, редактор журналов "Сатирикон". Благодаря своему острому, сатирическому перу писатель получил известность как "король смеха".
Аркадий Аверченко родился 15 марта 1880 года в городе Севастополе, в семье небогатого купца.
А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования(!), так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировал природный живой ум мальчика.
В 1897 году Аркадий уезжает работать конторщиком на Донбасский рудник. Там он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о жизни на руднике ("Вечером", "Молния" и др.).
В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в город Харьков, где 31 октября 1903 года в газете "Южный край" появляется его рассказ "Как мне пришлось застраховать жизнь" , который позже послужил источников пьесы "Игра со смертью". Сам же А.Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ "Праведник" (1904г.)
В 1906 году он, совершенно забросив службу, редактирует сатирические журналы "Штык" и "Меч". После этого, в январе 1908 года А. Т. Аверченко уезжает в столицу Санкт-Петербург. Там он становится сотрудником в журнале М. Г. Корнфельда "Стрекоза".

Журнал "Стрекоза" №19, от 11 мая 1908г.
Журнал "Стрекоза" №19, от 11 мая 1908г.

В 1908 году группа молодых сотрудников"Стрекозы" решает издавать новый журнал - "Сатирикон", редактором которого становится А.Аверченко. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы А.Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны: Литейном театре, Кривом зеркале, Летучей мыши. Для А.Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. Он использовал псевдонимы Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф.
За острую политическую направленность некоторых материалов он подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась.
В 1911 году он принял участие в коллективном романе "Три буквы" на страницах "Синего журнала".
Сюжет романа - "В одном из игорных домов Сан-Франциско у русского капитана пропадает бриллиант, на котором изображены три загадочные буквы. Как выясняется, за обладание бриллиантом борются две тайные организации, а история этого бриллианта уходит в глубь веков. Вскоре действие перемещается в Одессу, куда прибывает иностранная яхта..." Сам не читал роман, но чувствую, что-то интересное. Где Одесса, там хороший юмор.

А.Аверченко не принял Октяборьскую революцию. Он и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к большевистской власти, и в июле 1918 года большевики закрыли журнал "Сатирикон" вместе с другими оппозиционными изданиями. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, пробираясь через Россию и оккупированную немцами территорию в Крым. На этом мы заканчиваем дореволюционный период его творчества. И предлагаю почитать рассказ

Веселье (1909г.)

В этот день я, кроме всего, и веселился: попал на вечеринку к Кармалеевым. Семь человек окружали бледную, истощенную несбыточными мечтами барышню и настойчиво наступали на нее.   
- Да спойте!   
- Право же, не могу...   
- Да спойте!   
- Уверяю вас, я не в голосе сегодня!   
- Да спойте!   
- Я не люблю, господа, заставлять себя просить, но...   
- Да спойте!   
- Говорю же - я не в голосе...   
- Да ничего! Да спойте!   

Картинка из дзен.картинки.
Картинка из дзен.картинки.

- Что уж с вами делать, - засмеялась барышня. - Придется спеть.   
Сколько в жизни ненужного: сначала можно было подумать, что просившие очень хотели барышниного пения, а она не хотела петь... На самом же деле было наоборот: никто не добивался ее пения, а она безумно, истерически хотела спеть своим скверным голосом плохой романс. Этим и кончилось.   
Когда она пела, все шептались и пересмеивались, но на последней ноте притихли и сделали вид, что поражены ее талантом настолько, что забыли даже аплодировать. "Сейчас, - подумал я, - все опомнятся и будут аплодировать, приговаривая: "Прелестно! Ах, как вы, душечка, поете..." Я воспользовался минутой предварительного оцепенения, побарабанил пальцами по столу и задушевным голосом сказал:   
- Да-а... Неважно, неважно. Слабовато. Вы действительно, вероятно, не в голосе.   
Все ахнули. Я встал, пошел в другую комнату и наткнулся там на другую барышню. Лицо у нее было красивое, умное, и это был единственный человек, с которым я отдохнул.  
- Давайте поболтаем, - предложил я, садясь. - Вы умная и на многое не обидитесь. Сколько здесь вас, барышень?    Она посмотрела на меня смеющимся взглядом: - Шесть штук.  
 - И все хотят замуж?   
- Безумно.   
- И все в разговоре заявляют, что никогда, никогда не выйдут замуж?   
- А то как же... Все.  
 - И обирать будут мужей и изменять им - все?  
 - Если есть темперамент - изменят, нет его - только обдерут мужа.   
- И вы тоже такая?   
- И я.   
В комнате никого, кроме нас, не было. Я обнял милую барышню крепко, и благодарно поцеловал ее, и ушел от Кармалеевых немного успокоенный.

Как всё это знакомо. Женщины, женщины...

Короткометражный фильм - Четверо

Друзья, если вам понравилось, если вам интересно - присоединяйтесь. Очень интересно узнать ваше мнение о публикации. Пишите!

Всем мира, здоровья, любви, благополучия!