На очень интересную тему натолкнулся..., доложу я вам. Статья называется «Вторжение армии Батыя в Европу» и содержит подробное описание того, как монгольские орды напали на европейские ордена. Вся эта история подчёркивает кровожадность татар, с одной стороны, и беспомощность европейцев, с другой стороны. Там представлен наглядный материал того времени.
Но давайте же посмотрим на эти замечательные средневековые миниатюры с позиции различения...
На первой миниатюре мы видим начало сражения. Две стороны в изготовке друг к другу. Одна сторона, которая слева, стоит под стягом Спаса (Царя Славы), другая сторона стоит в различной цветовой гамме, но угадывается знамя с черным орлом, известным как прусский гербовый, а также крестики тевтонские, которые можно видеть на миниатюре по центру внизу. В одеяниях стороны, которая под стягом Спаса, угадываются славяно-скифские мотивы. А их противник представлен в рыцарском облачении, ну прямо, как известные нам «псы-рыцари», которых гонял на Чудском озере Александр Невский.
На второй миниатюре мы видим переломный момент в сражении. Многие из участников с обеих сторон уже убиты… Но воины под стягом Спаса в данный момент повергают по крайней мере трёх главных рыцарей, гербы которых читаются на их щитах. Знамя с черным орлом также уже лежит на земле.
Но главное, что проявляется в данной миниатюре – это настроение автора. Вы же видите Богородицу, которая в божественном образе с младенцем на руках, обнаруживается под стягом Спаса! А может это просто ангел, который возносит души в рай... А также другие уже смотрят оттуда из небесной синевы, а руки центрального наблюдателя молитвенно сложены за тех, кто ещё остаётся внизу. Посмотрите на ангелов, которые развернули это синее небо… Один из них обратил свой указующий перст в сторону поверженного врага, как бы ему в назидание.
Возникает ли у Вас ощущение, что автор этих миниатюр поддерживает сторону рыцарей? И у меня тоже складывается впечатление, что его душа на стороне воинов Спаса. На стороне тех праведников, которые попадают в рай...
И как-то совершенно чудесно "середце" подсказывает, что нет кровожадности у той стороны, которую автор вышеуказанной статьи идентифицировал почему-то как татаро-монгольскую. Это загадка…
Да, там можно рассмотреть сцены мщения за предательство, как мне кажется... Своим копьём воин в красном пронзает голову соплеменнику, за что получает удар сзади. И что же у нас получается "в сухом остатке"...
"Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле"?
И, размышляя о войне, возникает образ бойцового пса… Ведь там его место, потому что "пасть дана псу, чтобы пасти паству на пастбище и не пропасть самому". А может не просто так рыцарей называли псами...
Нам много чего известно о пророческой войне Гога и Магога в конце времён. О них говорится в книге Иезекииля, упоминается в «Откровении» Иоанна Богослова. И много разных толков возникает на этот счёт…
А вот интересно, что вам известно о Гоге и Магоге? Говорят, что они пришли из пределов Севера, а образ их я подсмотрел через поиск в интернете и обнаружил его в ратуше Лондона. Вот как…
И как вы думаете какого цвета может быть орел на щите Магога? А другие старинные гравюры показывают удивительную схожесть орлов с теми, которых мы видели на миниатюрах. И на вопрос о том, кто они такие, я бы первым делом посмотрел на "гегемона" или "гогамена" - это уж кому как понравится... В смысле англосаксонского и полчища преданных ему с серпами тоже нашлись бы. А назвать их "персами", или "пёсами", или ещё как - не имеет большого значения..., конечно, если вы только различаете «персы» и «фарси».
Только представьте, что ещё со времен короля Генриха V по улицам лондонского Сити, жители туманного Альбиона проносят фигуры братьев-великанов Гога и Магога, которых они считают своими предками.
А вот по этой ссылке можно найти размышления об истоках появления рыцарского титула "Фон" и как это может быть связано с пословицей "Иван, родства не помнящий".